Как сильно подорожали грузовые автоперевозки между Россией и Европой? И что, вообще, происходит с этим бизнесом?
В октябре заметно выросли ставки на грузовые автоперевозки между Россией и Европой. Участники рынка называют цифры в диапазоне от 10 до 35%, в зависимости от направления и типа груза. Например, за две недели фура из Германии подорожала с €2,4-2,6 до €3 тыс.
По словам игроков рынка, сильнее всего дорожают перевозки опасных грузов и товаров, для которых необходима транспортировка в изотермическом кузове. К ассортименту большинства интернет-магазинов это не относится, но и тарифы на обычные грузоперевозки взлетели вверх.
Собственно, в первую очередь подорожали другие виды транспорта: морской, железнодорожный, воздушный (об этом читайте ниже). Часть грузов тут же стали возить фурами. Т.е. сильно вырос спрос и стоимость фрахта. Но на повышение цен влияют и некоторые сезонные факторы:
- дефицит разрешительных документов (так называемых "дозволов"), так, к примеру, белорусские власти выдавала ограниченное количество разрешений на транзит;
- высокий торговый сезон в предпраздничный период – у инсайдеров есть информация о том, что европейские страны в этом году уйдут на новогодние праздники раньше обычного;
- повышение спроса в ожидании новых волн коронавируса.
Были у перевозчиков и ситуативные трудности. Например, некоторое время возникали многокилометровые пробки на белорусско-литовской границе. Задержку в Минске объясняли обновлением ПО.
Но свою роль играет и общее состояние рынка. Растут накладные расходы транспортных компаний: на обновление парка, на ремонт, на топливо.
С апреля по сентябрь цена дизтоплива в Германии увеличилась на 7,9%, в Польше — на 7,7%, в Белоруссии — на 15,2%, а в России — на 8,2%. Шины, масло, тормозные диски и другие расходные материалы тоже дорожают, жалуются перевозчики.
Растут зарплаты водителей из-за тотального дефицита кадров. Польша, Германия и страны Балтии уже не первый год активно переманивают такие кадры из стран СНГ. А некоторые водители теперь предпочитают профессии дальнобойщика работу в сфере ecommerce или на складе. Многие выходят на пенсию по возрасту, а средний возраст дальнобойщика неуклонно растет. Кроме того, водители также болеют коронавирусом, из-за чего срываются рейсы.
В России возникла специфическая проблема в связи с тем, что отечественные вакцины не признают во многих европейских странах. Поэтому для привитых "Спутником" водителей существуют отдельные правила въезда. В некоторые государства им просто закрыт въезд.
На внутреннем рынке грузоперевозок часто жалуются на то, что мелкие фирмы вынуждены закрываться, поскольку бизнес становится нерентабельным. И не только из-за подорожания всего, но и из-за процессов обеления рынка. Действительно, государство сейчас старается через цифровизацию отслеживать движение каждого грузовика. При этом перестают работать некоторые схемы "экономии", например неоформленные никак рейсы с оплатой наличными и зарплаты в конвертах за их исполнение.
В августе поставщики и ритейлеры продуктов питания уже обращались в Минсельхоз с жалобой на подорожание перевозок как на внутрироссийских, так и на зарубежных маршрутах. В целом производители заявляли о росте цен на внутрироссийские перевозки от 10% до 30% и до 160% – на международные:
Ритейлеры и поставщики продуктов питания жалуются на рост цен на перевозки до 160%
Тогда ведомство взялось собирать информацию о ситуации у отраслевых объединений производителей молока, мяса, овощей, сладостей, рыбной продукции. Министерство сообщало, что намерено найти решение проблемы совместно с Минпромторгом и Минтрансом. Однако до сих пор, насколько мы видим, никаких решений не последовало.
Но уже второй год рост цен и проблемы касаются практически всех видов и направлений грузоперевозок. Посмотрите сами, что творится в этой сфере:
Дальневосточные порты России не справляются с потоком китайских грузов. Что происходит?
Кризис морских контейнерных перевозок продолжается, в то числе и в РФ. Есть ли альтернатива?
Авиаперевозки грузов из Китая становятся все более выгодными из-за подорожавшего морского фрахта
Кризис контейнерных перевозок продолжается: снова очереди в портах, рост цен и дефицит товаров
Почему подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу? Виноваты COVID-19 и сварщики
Контейнеров просто нет! Что происходит с поставками из Китая
Да и самих товаров крупнейшим ритейлерам уже не хватает:
Дефицит товаров перед Рождеством: откуда он взялся и как с ним борются в Европе и США
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.