Дефицит товаров перед Рождеством: откуда он взялся и как с ним борются в Европе и США
Накануне праздников развитые страны рискуют остаться без рождественских подарков. Их потребительские рынки столкнулись с нарастающим дефицитом всего: одежды и обуви, велосипедов, электроники, автомобилей.
Несмотря на локдаун, немцы в прошлое Рождество потратили на подарки рекордные 499 евро каждый. А на что их тратить в этом году? Огромный гипермаркет сети Mediamarkt в Берлине: образцы многих товаров лежат на полках, но их не продают. В наличии есть только один выставочный экземпляр, а склад полупустой. Это касается смартфонов, ноутбуков, принтеров, игровых приставок PlayStation. Сотрудники не могут пояснить, когда ждать поставок.
Крупные немецкие ритейлеры, ссылаясь на нарушение цепочки поставок, обещают дефицит практически всех категорий товаров в высокий сезон. При этом цены на потребительские товары растут быстрее, чем зарплаты жителей Германии.
В США уже давно назревает такая же ситуация.
Локдаун во Вьетнаме привел к тому, что Nike заявила о задержках поставок на 8-10 недель. Если раньше кроссовки добирались с фабрики до американского магазина за 40 дней, то теперь срок доставки вдвое больше – 80 суток. Adidas также столкнулась нехваткой продукции. Помимо локдауна в странах-производителях, компании винят в этом сочетание коллапса портов, обусловленного нехваткой контейнеров и площадей, загруженности железных дорог и дефицита рабочей силы
Похожая ситуация возникла и в Бангладеш. "Быстрая мода" начала замедляться: британский Asos, японская Fast Retailing, Abercrombie & Fitch, Gap, American Eagle, Kohl's, Macy's – все эти компании заранее объявили о том, что частой смены коллекций в этом году не будет, снизили прогнозы по прибыли и пережили падение акций.
Понятно, что ритейлеры обеспокоены несвоевременными поставками в высокий сезон. Еще три недели назад издание CNBC, ссылаясь на мнения экспертов, рекомендовало начинать покупать рождественские подарки как можно раньше. Аналогично поступили и сами торговцы, причем одними из последних оказались продавцы книг. Экономисты предполагали, что таким образом спрос перераспределится на все оставшиеся до Рождества время.
Однако вместо этого началась потребительская паника, похожая на ту, что возникла в самом начале пандемии. Полки во многих супермаркетах снова опустели. Некоторые сети ввели ограничение на количество продаваемых в одни руки товаров. Все это еще больше подстегнуло спрос.
Американские сети отменили многие скидки, повысили цены на товары. И снизили расходы на рекламу. Некоторые постарались самостоятельно обеспечить поставки, арендуя транспортные средства и контейнеры, но это не смогло снизить давления.
Единственным ритейлером, который не проявляет беспокойства по поводу нехватки товаров, остается Amazon. В компании заявляют, что сочетание собственных самолетов, грузовиков, кораблей, фургонов и хорошо укомплектованных складов, а также планирование запасов и добавленная мощность в портах подготовили ее к праздникам.
Однако не все так уж хорошо даже у этого интернет-гиганта. В Великобритании, испытывающей те же проблемы, что США и вся остальная Европа, отмечают замедление доставок потребителям.
В Англии Amazon помимо прочего столкнулся с нехваткой рабочей силы, возникшей после Brexit. На данный момент от 15% до 23% товаров, представленных на площадке, недоступны британским покупателям из-за нарушения цепочки поставок.
В континентальной Европе ситуация не лучше. Правительство Германии снизило прогноз экономического роста на этот год до 2,6% – нарушение цепочки поставок затормозило не только ритейл, но и производство в стране. Немецкие потребители сталкиваются с повсеместным ростом цен на товары. Инфляция потребительских цен, сопоставимая с другими странами еврозоны, ускорилась в октябре беспрецедентными темпами на 4,6% в годовом исчислении и на 4,1% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом
Во Франции также ожидают жесткой нехватки товаров в ноябре. Из 420 миллионов пар обуви, которые ежегодно продаются в этой стране, на месте производят только 20 миллионов пар. Директор обувного ритейлера Chaussea рассказывает, что розница не получила многие коллекции зимнего сезона 2021г: нет кроссовок, женской зимней обуви, в дефиците туфли для мальчиков. Эта сеть пока получила в новом сезоне только обувь для девочек. Такая же ситуация во многих других магазинах.
А сейчас обувной сектор беспокоится не только о поставках готовых товаров из Азии, но и о материалах для локального производства. Уже очевидно, что рост цен и дефицит коснутся полимеров и картона.
Кроме того, Франция, как и Великобритания, столкнулась с нехваткой рабочей силы, возникшей на фоне пандемии.
В то же время Alibaba Group посчитала нынешнюю ситуацию подходящей для развития собственной логистики в Европе. В Восточной Европе компания занимает третье место по объему продаж – после Allegro и Wildberries, а вот в Западной лидирует Amazon с долей 19,3%. Alibaba же в 2020 году нарастила свою долю с 2% до 2,9%.
В нынешнем году китайская компания активно рекламирует День холостяка, не столь известный европейцам. Интернет-гигант заявил о планах увеличить количество международных грузовых авиарейсов до 100 в неделю в период с 11 по 30 ноября. Кроме того, Cainiao установила 170 постаматов в Мадриде и Барселоне и более 80 – в Париже. Логистическая дочка Alibaba планирует установить до фестиваля шопинга 5000 локеров по всему миру, делая акцент на России, Польше, Франции и Испании.
На саммите G20 лидеры стран с крупнейшими экономиками мира обсудили проблемы цепочки поставок и пришли к договоренностям, согласно которым будет расширено международное сотрудничество в случае кратковременных сбоев в глобальной логистике. Но на фоне всемирного кризиса в этой области, возникшего в результате пандемии COVID-19, планируется укрепить и диверсифицировать всю экосистему цепочки поставок от сырьевых запасов до производства и доставки готовой продукции на всех этапах.
Президент США Джо Байден рассказал о ряде мер, предпринятых и планируемых его кабинетом по устранению проблем с логистикой. Ранее Белый дом распорядился, чтобы разгрузка судов в портах Калифорнии шла круглосуточно.
Коллапс возник из-за нехватки пропускной способности портов, основанной на местных законах, преследующих эстетичность, а не рациональность. И теперь корабли по несколько недель ждут своей очереди на разгрузку. Позднее администрация штата пересмотрела требования к складированию пустых контейнеров. Однако на рейде у калифорнийских портов на данный момент скопилось около 170 судов.
Но даже работая круглосуточно, порты могут снизить замедление от силы на 5%. Склады и распределительные центры импортеров, куда отправляются товары из контейнеров, работают лишь положенные восемь часов в день.
В России портовый коллапс возник в сентябре на Дальнем Востоке. Но там причиной стала не только низкая пропускная способность самих портов, не справлявшихся с возросшим импортом из Китая, но и в увеличившейся нагрузки на железную дорогу. Возникла нехватка локомотивов из-за того, что составы не успевали разгрузиться в конечном пункте назначения и вернуться обратно за следующим грузом.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом
Найдите ошибку) Свернуть
Станислав Г. Аналитик, СМИ (СМИ, мини-компания) |
Разговаривал с североамериканским партнером, говорит те же проблемы с отправками грузов.
И все это выглядит достаточно подозрительно. Свернуть