подписка
Подписаться
26/10/2021

Кризис контейнерных перевозок продолжается: снова очереди в портах, рост цен и дефицит товаров

4
Кризис контейнерных перевозок продолжается: снова очереди в портах, рост цен и дефицит товаров

Кризис в отрасли морских контейнерных перевозок не прекращается. Гигантские очереди грузовых судов скапливаются в крупных портах, разрывая сложившиеся цепочки поставок. Производители и ритейлеры предупреждают о росте цен и дефиците товаров. А некоторые крупные компании даже переходят на перевозки в мешках.

Контейнерный опять кризис приходит в Россию

C начала октября датская компания Maersk (крупнейший оператор морских контейнерных линий) сообщила своим партнерам, что на неопределенный период приостанавливает прием заявок на перевозку морем грузов с Дальнего Востока России в японские порты Ниигата, Тояма, Фукуяма и Оита. Причина – скопление большого количества грузов в корейском транзитном порту Пусан.

По оценкам экспертов Maersk, рост мирового рынка контейнерных перевозок составит в 2021 г. 6-8%. Рост спроса, по их мнению, будет сопровождаться продолжающимися перебоями в работе портов и морских линий, а наиболее напряженная ситуация прогнозируется на маршрутах между Европой и Азией.

"По-видимому, ситуация не исправится, – пишут в комментариях под новостями расстроенные ритейлеры, – Грузы приходят с задержкой, а ценник после растаможки невозможно предсказать. Приходится работать, закладывая 2-3 цены товары на доставку и реализацию. Но не со всеми товарами такое возможно. Вот и встает вопрос: убивать маржинальность или поднимать стоимость?"

"Очередные" рекорды

Но сейчас, как и в прошлый раз, самые очевидные проблемы мы видим на морских путях, соединяющих Китай с Северной Америкой.

Рекордное количество судов с контейнерами скопилось в очереди в порт Лонг-Бич в Калифорнии. На прошлой неделе 100 контейнеровозов стояли на якорях и ждали разгрузки. Таким образом был побит рекорд сентября, когда очередь в моменте составила 97 кораблей. В допандемийное время в очереди скапливалось обычно в среднем 17 контейнеровозов.

На два порта Южной Калифорнии – Лонг-Бич и Лос-Анджелес –  приходится 40% всех грузовых контейнеров, поступающих в США морским путем. По сообщениям судовладельцев, суда могут стоять в очереди до четырех недель.

Эксперты ожидают, что очередь будет только расти, потому что на подходе к Лос-Анджелесу еще десятки судов. Они считают, что такое скопление контейнеровозов в американских портах частично связано с изменением структуры потребительских расходов во время пандемии.

Министр транспорта Пит Буттиджич согласился, что ситуация в портах стала сложной проблемой, но она началась не в Южной Калифорнии. "Эти проблемы проходят через всю цепочку поставок, от корабля до полки".

 

Ставьте в стопки!

24 октября администрация порта Лонг-Бич объявила, что пересмотрела правила складирования морских контейнеров в надежде ослабить кризис грузоперевозок, который обострился в США в последние недели.

Согласно сообщению дирекции порта, отныне на территории складских площадок порта хранить разгруженные контейнеры можно будет в штабелях по четыре штуки, тогда как ранее действовало правило, запрещавшее ставить в штабеля более двух контейнеров.

Новое правило будет действовать как минимум три месяца. По мнению руководства предприятия, это позволит в два раза увеличить емкость портовых хранилищ и будет способствовать скорейшей разгрузке многочисленных контейнеровозов, которые скопились на рейде.

контейнеры в 4 ряда

Все дело в пустых контейнерах

Однако основная проблема, по мнению игроков рынка, состоит не просто в неэффективной работе порта. Основной причиной задержек является большой срок хранения разгруженных контейнеров на портовых складских площадках. Сейчас разгруженные контейнеры находятся в порту почти неделю в ожидании погрузки на транспорт, который должен доставить товары на склады дистрибьюторов либо конечным покупателям.

До пандемии это время составляло менее трех дней. А сейчас портовые терминалы переполнены.

Еще один аспект логистического кризиса — огромное количество пустых контейнеров.

Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспорт. А Китай, наоборот, куда больше продает в другие страны товаров, чем закупает.

Поэтому во всем мире наблюдается дефицит морских контейнеров, а на территории Штатов опять их скопилось огромное количество — просто потому, что отправлять в них нечего, а возить пустую тару через океан никто не хочет.

Как производители решают проблемы сами

В связи с задержкой разгрузки опять резко растет стоимость доставки, из-за чего страдают заказчики грузов, а в конечном счете – потребители.

Гендиректор одной из компаний по производству игрушек рассказал журналистам, что стоимость доставки таких материалов, как картон и пластик, в последнее время увеличилась на 300%. Поэтому американцы не должны удивляться, если к следующему году цены на некоторые игрушки удвоятся.

Тем временем производители и ритейлеры заговорили о не только о росте цен, но и просто о нехватке многих видов сырья, промышленной продукции, комплектующих и готовых изделий.

Шведский производитель товаров для дома IKEA предупредил о дефиците товаров в розничной торговле из-за кризиса в цепочках поставок. Согласно прогнозам компании, ситуация с нехваткой товаров продлится до августа 2022 года. По словам руководства IKEA,  дефицит контейнеров и блокировка портов затруднили логистику для ритейлеров во всем мире: "Самой серьезной проблемой стала доставка продукции из Китая, где возможности были сильно ограничены".

А в Coca-Cola попытались решить проблему иначе.  Компания начала фрахтовать балкеры для обеспечения поставок сырья для своих производственных линий в условиях кризиса на рынке линейных контейнерных перевозок. Балкеры – это суда, которые перевозят товары навалом,  в том числе в мешках.

Компания зафрахтовала три небольших балкера класса Handysize для доставки чуть более 60 тыс. тонн сырья, чтобы обеспечить бесперебойную работу своих производств по всему миру. "Когда вы не можете получить контейнер или место на судне из-за текущего кризиса на рынке морских перевозок, приходится мыслить нестандартно", — сказал директор по закупкам Coca Cola .

Загрузка балкеров грузами компании Coca-Cola Загрузка балкеров грузами компании Coca-Cola

Coca-Cola – далеко не первый мегабренд, решивший взять контроль над доставкой импорта  в свои руки в условиях острого кризиса в индустрии контейнерных перевозок.

Участники рынка отмечают, что фрахт собственного тоннажа и переориентация поставок на балкерные перевозки, вероятно, станут весьма распространенными антикризисными стратегиями грузовладельцев в предстоящие месяцы. В клуб ритейлеров, самостоятельно фрахтующих контейнеровозы, уже вступили такие тяжеловесы, как Walmart, IKEA и Home Depot.

Мне бы в небо…

Другие ритейлеры и производителя в условиях кризиса контейнерных перевозок обратили свой взор в небо. Заторы контейнеров с грузами из Китая в дальневосточных портах, вызвали рост спроса грузовладельцев на перевозку товаров по воздуху. В частности, если речь идет о не очень тяжелых и не очень объемных грузах, например, электронике.

Но уже встречаются и авиазаказы на межконтинентальную доставку очень весомых и крупных партий промышленных комплектующих для производств, по 15-20 тонн.  Такое раньше перевозили только по земле или по морю, но не самолетами.

Грузоотправители переключаются и на другие виды транспорта. Так среди российских компаний кризис морских контейнерных перевозок вызвал ажиотажный спрос на железнодорожные и автомобильные перевозки из Китая.

Очереди – везде!

Кстати, директор Coca-Cola по закупкам также сообщил, что три балкера будут направлены для разгрузки в наименее загруженные порты, чтобы избежать гигантских по нынешним временам штрафов за задержку судна.

Однако, как указывают логисты, только пять крупных портов в конце сентября принимали суда с задержкой менее суток: Сямынь и Циндао в КНР, Танджунг-Пелепас в Малайзии, американский Чарльстон и камерунский Ломе.

В остальных же, как в Лонг-Бич, суда скапливаются в очередях по пять суток и более.

Причины задержек в основном одинаковы:

  • рост спроса на морские перевозки;
  • усиление карантинных мер;
  • снижение производительности терминалов;
  • сбои в расписаниях маршрутов.

В США добавляются еще и две специфические причины:

  • множество пустых контейнеров;
  • нехватка портовых и складских рабочих.

В небольших портах, как указывают эксперты, такого ажиотажа нет. но там нет и возможностей для обработки больших контейнеровозов.

Байден: Работайте 24/7

На прошлой неделе президент США Байден объявил, что порт Лос-Анджелеса перейдет на круглосуточную работу семь дней в неделю, чтобы разгрузить все скопившиеся в очереди грузовые суда до высокого сезона.

Компании Walmart, FedEx и UPS взяли на себя обязательства по разгрузке в нерабочее время, что облегчило работу порта. Однако администрация Байдена заявила, что отставание по срокам разгрузки, скорее всего, сохранится и в следующем году.

 

Торговая ассоциация, представляющая производителей одежды, требует, чтобы власти предприняли усиленные меры, включая вызов Национальной гвардии или даже использование военных морских портов для разгрузки.

Но простого решения ситуации пока не найдено. Надо готовится к дефициту товаров и росту цен.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Комментарии
Евгений Корольков
ИП, ИП Корольков Е. А.
27/10/2021
РФ могла бы озолотиться на доставке из китая в ЕС. Но у нас свои приоритеты.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Станислав Г.
Аналитик, СМИ (СМИ, мини-компания)
27/10/2021
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспортА Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.

Найдите ошибку)
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Алексей Р.
Area Sales Manager, Торговля (Красота и здоровье, небольшая компания)
05/11/2021
Кризис контейнерный начался в конце прошлого года. 
И вообще-то Владивосток загружен товаром, склады не успевают, мест не хватает. Есть пропускная способность, а построить новые портовые сооружения дело не одного месяца.
Если увеличить пропускную на Владивостоке, накроется транссиб, просто не будет успевать обрабатывать поток.
А так если вы знаете ситуацию и все просто по-вашему, то конечно можете завтра прям озолотиться.
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Алексей Р.
Area Sales Manager, Торговля (Красота и здоровье, небольшая компания)
05/11/2021
Перейти к исходному сообщению
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспорт. А Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.Найдите ошибку) Еще...
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспортА Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.

Найдите ошибку) Свернуть
Станислав Г.  Станислав Г. Аналитик, СМИ (СМИ, мини-компания)
На самом деле, не уверен что это достоверная информация.
Разговаривал с североамериканским партнером, говорит те же проблемы с отправками грузов.
И все это выглядит достаточно подозрительно.
Читайте также
26/10/2021
"Почта России" честно призналась, сколько у нее счастливых клиентов
Индекс удовлетворенности пользователей впервые стал положительным: людей, которые готовы посоветовать друзьям и знакомым пользоваться услугами почтового оператора больше, чем тех, кто не готов его рекомендовать... Подробнее
Александр Плюсков
Со-Редактор, Oborot.ru
26/10/2021
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
26/10/2021
Ozon двинулся на запад: смотрите, как выглядит его первый сортировочный центр за пределами России
У российского маркетплейса №2 большие амбиции за пределами своего домашнего рынка. И в этом году он их начал реализовывать, расширяя логистические мощности и сокращая сроки доставки в первой из соседних стран... Подробнее
25/10/2021
За 1 рубль! Роверы "Яндекса" подрядились доставлять посылки "Почты России" по Москве
На первом этапе доставка будет осуществляется из четырех отделений в районе Хамовники. Потом - из 27, находящихся в разных районах столицы. Рассказываем, как роботы будут взаимодействовать с получателем посылки... Подробнее
27/01/2021
Почему подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу? Виноваты COVID-19 и сварщики 3
Китай завален товарами, а в Европе дефицит. Стоимость морского контейнера выросла в разы. Многие грузы невозможно быстро отправит. Что происходит с контейнерными перевозками? Как будет развиваться ситуация в дальнейшем?... Подробнее