подписка
Подписаться
31/10/2021

Кризис контейнерных перевозок по морю в самом разгаре: в портах США скапливаются очереди до сотни судов,  американцев предупреждают, что заказывать подарки к Рождеству за границей уже поздно. Российские порты также оказались не готовы к резкому росту объема перевозок. Ритейлеры и производители пробуют альтернативные способы доставки: железную дорогу, воздушные пути, автомобили. Однако везде возникают сложности и растут тарифы.

Грузы из Китая вызвали коллапс на российском Дальнем Востоке

Российские порты оказались перегружены, после того как объем контейнерных перевозок через Владивосток с начала года вырос на 39%, а через порт Восточный — на 75%.  Востребованность дальневосточных портов выросла не только из-за карантинных ограничений, но и после блокировки Суэцкого канала, сюда была перенаправлена часть потоков из Китая.

В итоге сроки доставки через дальневосточные порты заметно увеличились. Самая оперативная отгрузка на Дальнем Востоке осуществляется за 10 суток, у самого загруженного терминала срок ожидания отгрузки превышает 30 дней.

Порт Владивосток Порт Владивосток

В этих портах скапливается много контейнеров, задерживаются грузы для Чукотки, Камчатки, Сахалина и Магаданской области, не говоря уже о транзитных. Поэтому зампред правительства РФ Юрий Трутнев на прошлой неделе поручил представителям Минтранса и Минвостокразвития выехать на Дальний Восток и принять меры по определению приоритетности обработки грузов, которые задерживаются в портах округа.

Приоритет отдадут грузам по северному завозу, строительным материалам, предназначенным для возведения социально значимых объектов. Грузы ритейлеров отодвинут в очереди, что вызовет удорожание доставки, которая и так недешево стоит.

По мнению экспертов, логистический кризис в порту Владивостока продлится как минимум до февраля 2022 года, Ситуацию усугубляют предновогодний сезон и постоянно растущий объем импортных грузов из АТР. А вот когда начнется Китайский новый год, наступит долгожданная передышка, во время которого можно будет разобрать очередь.

Придет ли на помощь РЖД?

Эксперты говорят, что если бы сети ОАО РЖД смогли принять в работу больше поездов, дальневосточные порты были бы способны обработать большее количество грузовых судов. Однако из-за большого количества ожидающих отправку контейнеров суда разгружаются дольше, что вызывает скопление грузов в портах отправления, которое, в свою очередь, усугубляет и без того сложную ситуацию в логистике импорта.

Российские порты и РЖД оказались не готовы к бурному росту постпандемийного контейнерного транзита. Взрывной рост перевозок обнажил проблемы с инфраструктурой РЖД. У монополии возникают проблемы с нехваткой персонала и подвижного состава, не хватает пропускной способности основных магистралей и подходов к портам и пунктам пропуска через границу.

Проблемы с железнодорожными грузоперевозками затронули и российских производителей, в частности металлургов. Ассоциация "Русская сталь" предупредила правительство о риске остановок доменного производства. Причина – задержки поставок сырья по железной дороге.

Как сообщили металлурги, просрочка составляет более 20% от нормативного времени. При этом особо было подчеркнуто, что сложности вызваны не ростом ставок (в 1,3 раза) и большим объемом перевозок угля, а "снижением эффективности эксплуатационной работы" РЖД.

Металлурги пишут про проблемы с брошенными поездами (+42% с начала года), растущий парк локомотивов в нерабочем состоянии (+16%), про оптимизацию оперативного персонала РЖД, из-за которой возник повсеместный дефицит локомотивных бригад.

РЖД лучше поднимет тарифы

Со своей стороны, РЖД считает, что для исправления ситуации нужно… увеличить тарифы на перевозки, в том числе поднять ставки на контейнеры. В совокупности это обеспечит среднюю индексацию грузовых тарифов в размере 6,8% до 2024 года включительно.  Тогда железнодорожники будут обеспечены средствами и решат проблему с дефицитом перевозок грузов.

Однако эксперты рынка логистики указывают на то, что к РЖД слишком много вопросов по части эффективности. Рост тарифов не сопровождается повышением качества услуг.  Понятно, что все грузоотправители тарифные предложения монополии критикуют.

Так, бизнесмен Олег Дерипаска считает, что РЖД оказались не способны обеспечить перевозку грузов в тех объемах, которые нужны грузоотправителям. По его словам, у монополии не хватает работников и подвижного состава, а также инфраструктуры и рабочих, готовых ее построить. При этом они постоянно жалуются на отсутствие денег из бюджета.

Но самое главное, по словам Дерипаски, у РЖД нет желания разработать такую стратегию развития, которая бы сделала возможным тот рост, который нужен сейчас. "Будем честны: сейчас у РЖД проблема не с деньгами, а с расстановкой приоритетов", – написал Дерипаска в своем канале, отметив, что монополии удобнее возить уголь, перевозки которого субсидируют другие перевозчики.

При этом он считает, что транзитные перевозки железной дорогой через территорию России могли бы увеличиться на 100-150%, если бы РЖД подготовилось заранее к подобной ситуации.

Может быть, перевозить грузы автотранспортом?

С грузовым автотранспортом также имеются трудности. Для начала, отрасль ощущает большую нехватку водителей и собственно фур, поскольку автопарк устаревает, а финансов на обновление не хватает. Но эта проблема касается в целом рынка автоперевозок, не только кроссбордера.

Мы буквально недавно писали, что проблемы трансграничных перевозок сейчас концентрируются на таможне. На погранпереходе "Забайкальск – Маньчжурия", одном из крупнейших между Россией и Китаем, скопилось около тысячи грузовиков.

погранпереход Очередь на погранпереходе

Основная причина затора – ограничительные меры китайцев в связи с пандемией. Также повлияло на количество грузовиков и приближение высокого сезона. Но перевозчики также жалуются на снижение пропускной способности перехода – должно быть 360 грузовиков в день, а на деле выходит порядка 200.

Пограничные пункты пропуска уже давно нуждаются в масштабной программе модернизации. Но Минтранс только приступает к этой работе, обещая успеть к 2027 году.

Может быть, полететь?

Ориентация пассажирских авиакомпаний на грузоперевозки сохраняется. "Уральские авиалинии" снова переоборудовали салон одного из своих Airbus A321 под грузы. В прошлом году, когда пассажиропоток достиг минимума, уральская авиакомпания уже меняла конфигурацию 12 самолетов, убирая кресла в пассажирском салоне.

авиа1 Airbus A321 переделан под грузы

В январе-сентябре этого года "Уральские авиалинии" перевезли 15,5 тыс. тонн грузов – примерно столько же, сколько в 2020 и 2019 годах.  Ритейлеры пользуются предложением авиакомпаний по перевозке грузов, которые раньше доставлялись только наземным и наводным транспортом. В основном, это легкие грузы, не слишком объемные, например, электроника – смартфоны и комплектующие.

Но теперь самолетами уже приходится возить крупные партий промышленных комплектующих для производств, по 15-20 тонн.  Раньше их возили исключительно по земле или по морю, но авиацию не привлекали.

Однако теперь ритейлеры жалуются на то, что почувствовав увеличение спроса, авиакомпании резко подняли тарифы. Цены на авиагрузоперевозки тоже подорожали – в два и более раз.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом

Прокомментировать
Читайте также
Алексей Р.
Area Sales Manager, Торговля (Красота и здоровье, небольшая компания)
05/11/2021
Кризис контейнерных перевозок продолжается: снова очереди в портах, рост цен и дефицит товаров - обсуждение 5
Перейти к исходному сообщению
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспорт. А Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.Найдите ошибку) Еще...
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспортА Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.

Найдите ошибку) Свернуть
Станислав Г.  Станислав Г. Аналитик, СМИ (СМИ, мини-компания)
На самом деле, не уверен что это достоверная информация.
Разговаривал с североамериканским партнером, говорит те же проблемы с отправками грузов.
И все это выглядит достаточно подозрительно. Свернуть
Дело в том, что США (и не только) закупают во всем мире гораздо больше товаров, чем отправляют на экспорт. А Китай, наоборот, куда больше импортирует товаров, чем закупает.Найдите ошибку) Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
01/11/2021
Опять забастовка? Группа курьеров Delivery Club вновь выдвигает требования работодателю (ВИДЕО)
Протестующие требуют предоставлять работу только в выбранном районе, отменить штрафы за опоздания и вернуть всех заблокированных курьеров, которые попали под санкции из-за недовольства новыми условиями работы... Подробнее
29/10/2021
Яндекс.Карты добавили в меню еду навынос
В мобильном приложении все рестораны-партнеры Яндекс.Еды, которые работают навынос. Пользователи могут заказать еду в карточке ресторана и оплатить в Яндекс.Картах... Подробнее
26/10/2021
Кризис контейнерных перевозок продолжается: снова очереди в портах, рост цен и дефицит товаров 4
Гигантские очереди грузовых судов скапливаются в крупных портах, разрывая сложившиеся цепочки поставок. Производители предупреждают о росте цен и дефиците товаров. А кое-кто даже переходит на перевозки в мешках... Подробнее
27/01/2021
Почему подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу? Виноваты COVID-19 и сварщики 3
Китай завален товарами, а в Европе дефицит. Стоимость морского контейнера выросла в разы. Многие грузы невозможно быстро отправит. Что происходит с контейнерными перевозками? Как будет развиваться ситуация в дальнейшем?... Подробнее