Верховный суд: технический сбой на сайте или отсутствие товара на складе - не оправдание для отмены покупки
Верховный суд РФ выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. Некоторые темы из обзора напрямую касаются онлайн-торговли. Например, суд считает, что продавец не имеет права отменять покупку, если на сайте оказались низкие цены из-за технического сбоя или же товара просто нет на складе.
Поскольку зачастую рекомендации Верховного суда служат прямым руководством для судов первых инстанций, рассмотрим эти примеры подробнее.
Интернет-магазин не может отменять заказ, ссылаясь на отсутствие товара на складе.
В основу данного пункта легло реальное дело покупателя, который оплатил телевизор на интернет-площадке, но товар так и не получил.
Продавец заявил, что товар закончился на складе, и отменил заказ, ссылаясь на условия в публичной оферте интернет-магазина. Деньги за телевизор покупателю вернули.
Суд первой инстанции встал на сторону покупателя, но апелляция отменила решение, посчитав, что магазин имел право так поступить, поскольку указал это в правилах пользования площадкой, а покупатель с этими правилами формально согласился.
Покупатель в поисках справедливости дошел до Верховного суда, и там признали его правоту. Высшая инстанция пояснила, что "предложение, размещенное на сайте общества, о продаже телевизора, обращенное к неопределенному кругу лиц, содержало все существенные условия договора − подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем являлось публичной офертой".
Оформивший заказ и внесший оплату покупатель осуществил акцепт оферты, то означало заключение договора купли-продажи между им и продавцом. Таким образом продавец обязан был передать товар покупателю.
Доводы ответчика, что товара на складе нет объективными доказательства не подтверждены, заявили в суде.
При этом доказательствами, которые убедили бы суд встать на сторону ответчика, мог быть только тот факт, что заказанный покупателем товар полностью снят с производства. Таким образом это единственная причина, позволяющая расторгнуть договор купли-продажи у интернет-магазина.
А что же делать магазину, у которого вот правда-правда нет этого товара на складе, раскупили? Ему придется закупить товар специально под этот заказ (определение Верховного Суда РФ от 04.04.2023 № 49-КГ22-28-К6)..
Технический сбой на сайте относится к предпринимательскому риску и не служит основанием для отмены покупки.
О случае, который лег в основу данного пункта обзора, Oborot.ru уже писал.
Покупатель приобрел на сайте ЦУМа 19 вещей по цене чуть больше двух тысяч рублей, потому что произошел технический сбой, и цены на "тяжелый люкс" стали буквально копеечными.
По мнению Верховного суда, технический сбой, из-за которого цены на люксовые товары при оформлении заказа онлайн "отражались некорректно и явно несоразмерно обычной стоимости соответствующих товаров", не означает, что потребитель злоупотребляет правом. Такой технический сбой и связанные с ним убытки для продавца не могут быть отнесены на счет потребителя и не могут быть признаны злоупотреблением правом.
Аргументы у ВС РФ в пользу этого следующие:
- Размещенное на сайте продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и содержащее подробную информацию о товаре и его цене, является публичной офертой.
- При дистанционной продаже товара продавец обязан заключить розничный договор с любым потребителем, который откликнулся на публичную оферту.
- Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера.
- Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.
Также Верховный Суд РФ указал на недопустимость включения в публичную оферту условия о праве продавца в одностороннем порядке отменить покупку, поскольку этот пункт изначально противоречит действующему законодательству и вводит покупателя в заблуждение.
Кроме того, Верховный суд зафиксировал несколько положений, касающихся розничной торговли в целом, но эти моменты могут заинтересовать и онлайн-продавцов.
- При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков – на выплату разницы между ценой в договоре и стоимостью аналогичной вещи на дату удовлетворения его иска. То есть фактически продавец обязан компенсировать удорожание товара за период тяжбы.
- Если вещь отремонтировали по гарантии, а в ней повторно обнаружились недостатки, продавец должен заменить ее по требованию покупателя, даже если этот недостаток устраним.
- Если вещь приобретена со скидкой при условии покупки допуслуг, покупатель может в любой момент от этих услуг отказаться, и продавец должен будет вернуть ему деньги за услуги, исключая фактически понесенные затраты.
Также читайте на нашем сайте:
- Продавец отсудил у Wildberries 202 миллиона рублей за пропавший и испорченный товар
- Склад Wildberries за 2 года потерял товаров одного селлера на 15 млн рублей. Продавцу надоело, и он пошел в суд
- Верховный суд обязал вернуть деньги читинцу, купившему онлайн курсы Аяза Шабутдинова
- Роспотребнадзор по суду обязал "ВсеИнструменты.ру" изменить условия публичной оферты
- Роспотребнадзор через суд признал незаконным некоторые пункты в оферте Wildberries
- Wildberries разрешил покупателям отказываться от заказа до его доставки после иска Роспотребнадзора
- Костромич через суд выбил себе в интернет-магазине "Леруа Мерлен" скидку в 90%
- Суд обязал "М.Видео" отдать покупателю товар по той цене, которая была на сайте
- Суд обязал интернет-магазин "М.Видео" продать товар по очень низкой цене
- Тагил победил! Суд запретил "Сбермаркету" менять цены после того, как покупатель оформил заказ
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
... Подробнее