Торговля одеждой и обувью – самый инвестоёмкий сегмент e-commerce
В последние полтора года инвесторы чаще всего вкладывали деньги в интернет-магазины одежды и обуви. Такой вывод можно сделать из исследования Центра стратегических исследований (ЦСИ) Enter, работающего на базе мультиканального продавца Enter. Сегменты бытовой техники и электроники, мебели и стройматериалов тоже могут похвастаться крупными инвестиционными сделками.
В I полугодии 2013 г. главным инвестиционным событием мира e-commerce стало привлечение финансирования магазином Lamoda. В сумме от Access Industries, Summit Partners и Tengelmann компания получила $130 млн. С большим отрывом второе место в списке крупнейших получателей инвестиций занял магазин Holodilnik.ru, который был профинансирован компанией "Медиа Капитал" на сумму около $10-15 млн.
Прошлый год был более плодовит подобными сделками. Пальму первенства в 2012 г. тоже удерживала Lamoda, которая привлекла от JP Morgan от $55 млн до $80 млн. Но отрыв модного ритейлера от других игроков вещевого и обувного рынка был не столь впечатляющим. Например, KupiVIP в прошлом году сумел привлечь финансирование от Accel Partners в размере $38 млн и от MCI Management в размере $15,5 млн. Общий объём полученных средств почти равен сумме, которую KupiVIP сам направил на инвестиции – в магазин одежды и обуви Shoptime он вложил $50 млн.
Ярким представителем инвестиционно активного обувного сегмента можно назвать и магазин Obuv.com, куда частные лица вложили в прошлом году суммарно $25 млн.
Активность российских вещевых и обувных магазинов вполне объяснима. Если раньше в Интернете они соперничали, главным образом, с зарубежными каталогами (которые могли предложить более низкую цену и соответствующий сервис и гарантии), то теперь вынуждены конкурировать с брендами, которые россияне привыкли покупать офлайн. В их числе открывшие интернет-магазины Motivi, Zara, StylePit, Mexx, Adidas и другие.
Вторым стратегически важным для инвесторов сегментом рынка e-commerce становится мебельный и смежный – DIY-формат. В 2013 г. этот сегмент пока не может похвастаться громкими сделками, зато в прошлом их было предостаточно. Самым крупным вложением можно считать привлечённые от Zoom Capital $30 млн в магазин Всеинструменты.ру. Rocket-Internet профинансировал на $10 млн ритейлера Mebelrama, в HomeMe.ru вложили суммарно $5 млн AddVenture, ABRT и Mangrove Capital Partners.
Привлекательность этого сегмента для инвесторов также объяснима. inFOLIO Research Group подсчитала, что в 2012 г. виртуальные продажи товаров для дома и мебели выросли на 52% – такого результата аналитическая компания не зафиксировала больше ни в одном сегменте. Аналитика посещаемости сайтов интернет-магазинов от ЦСИ Enter косвенно подтверждает растущий интерес россиян к покупкам мебели и стройматериалов через Интернет. По данным компании, DIY-ритейлеры в среднем продемонстрировали прирост посещаемости в 40% во II квартале 2013 г., а в сотню самых посещаемых ресурсов уже входят 7 таких продавцов.
Ещё один сегмент, в который готовы вкладывать инвесторы – бытовая техника и электроника. Это самый развитый в Интернете рынок. По данным Data Insight, из 160 млрд рублей, потраченных в I полугодии в Интернете на товары, 77 млрд рублей пришлось на электронику и технику. Прошлый год для этого рынка был ознаменован вложением в "Юлмарт" $45 млн от Svoboda Corp. и Koshigi Ltd.
Всего же, как ранее сообщал Oborot.ru, за I полугодие 2013 г. в компании, специализирующиеся на e-commerce, по подсчётам ЦСИ Enter, было вложено 7,87 млрд рублей против 590 млн рублей, инвестированных в софт, 470 млн – в поиск и 780 млн – в игры.
Абсолютный лидер отрасли по объёму привлечённых средств – интернет-ритейл, на который приходится 60% инвестиций. Далее следуют сайты-агрегаторы (19%), туристические ресурсы (16,2%) и компании сектора B2B (2,7%).