Решение споров по онлайн-покупкам через Госуслуги предлагают сделать обязательным
Решение споров интернет-магазинов с покупателями через Госуслуги предлагают сделать обязательным. Такое предложение в Государственную думу РФ направила Ассоциация компаний интернет-торговли.
По мнению представителей АКИТ, досудебное урегулирование потребительских конфликтов только через официальный сайт будет полезно обеим сторонам. Регулятор может помочь покупателю, если продавец не будет соблюдать законодательство при решении спора.
В то же время легче будет выявлять потребительский экстремизм, если, к примеру, с одного аккаунта будут поступать типовые претензии в больших количествах. Напомним, что один человек не может создать на Госуслугах более одного аккаунта.
Президент АКИТ Артем Соколов напомнил, что участники спора на Госуслугах будут обязаны публиковать все документы по делу, и их смогут прочитать приглашенные эксперты.
Сейчас, к примеру, бытует такая практика, когда юристы-мошенники отправляют пустые конверты ритейлерам якобы с жалобами, а затем в суде утверждают, что пытались урегулировать спор (по закону, до суда истец обязан предъявить претензию ответчику).
Решение конфликтов на платформе госуслуг позволит идентифицировать граждан и сделать весь процесс решения конфликта максимально прозрачным
В конце марта правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, внедряющий механизм онлайн-урегулирования потребительских споров через Госуслуги.
Законопроект касается только тех конфликтов, перед которыми маячит перспектива судебного разбирательства. Он не затронет те ситуации, для решения которых у продавца существует отлаженный механизм. Например, если покупатель свободно может вернуть не подошедшую по размеру вещь в магазин, ему не нужно для этого писать претензию на Госуслугах.
Законопроект предусматривает, что покупатель использует инструмент решения споров по онлайн-покупкам по своему желанию, а продавец обязан рассмотреть жалобу на Госуслугах, если получил ее. Однако обязательство по досудебным решениям споров должно быть у обеих сторон, и это следует закрепить законодательно, считает Артем Соколов.
Инициативу АКИТ поддержали и другие объединения ритейлеров, например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники.
Однако эксперты-юристы утверждают, что лишить покупателей возможности решать споры любым удобным для них способом нельзя — Гражданский кодекс предписывает свободу действий. Законодательство может только рекомендовать и предоставить возможность решить конфликт данным способом.
Использование сервиса должно быть добровольным для всех, поскольку он может быть физически недоступен или непонятен как для покупателей (в первую очередь пожилых людей и сельских жителей), так и для некоторых их контрагентов из малого бизнеса, указал председатель Союза потребителей Петр Шелищ. Однако данная точка зрения звучит неубедительно, поскольку законопроект касается онлайн-покупок. Если продавцы и покупатели имеют возможность совершать сделки через Интернет, то сервис Госуслуг также должен быть им доступен.
В комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству пояснили, что пока по этому законопроекту формируется экспертная база. Рассмотрение документа назначено на 19 мая, а первое чтение в Госдуме намечено на 25 мая. Сам описанный достаточно приблизительно в документе сервис не работает пока даже в тестовом режиме, сейчас ведется его разработка.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Артем Гришин никто, ООО "Эффект Плюс" |
Абсолютно согласна, что электронный документооборот в целом и маркировка в частности - вещи хорошие и полезные. Но, понятное дело, поначалу все новое встречает сопротивление и отторжение у некоторой части участников оборота. Свернуть