Законопроект о решении споров по онлайн-покупкам через "Госуслуги" внесен в Госдуму
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, внедряющий механизм онлайн-урегулирования потребительских споров. Ранее его появление анонсировал премьер Михаил Мишустин. Редакция Oborot.ru ознакомилась с законопроектом.
Как указывают авторы законопроекта, новый онлайн-сервис должен укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему.
Судя по законопроекту, новый сервис будет призван решать не все споры между продавцом и покупателем, а только те, в которых есть перспектива судебного разбирательства. Если же покупатель может решить вопрос более простым способом, например, вернуть товар сразу же в ПВЗ после осмотра, сервис на "Госуслугах" ему не будет нужен.
В законопроекте не указано, что все компании, продающие товары через Интернет, будут обязаны зарегистрироваться в сервисе. Если компания готова рассматривать требования покупателей через онлайн-сервис "Госуслуг", она должна извещать об этом покупателей на своем сайте или при совершении покупки. По мнению законодателей, такое объявление должно повысить доверие покупателей к магазину.
Если потребитель свою претензию предъявит через онлайн-сервис, он не будет иметь права одновременно это сделать другим способом. Урегулирование споров будет происходить в соответствии с гражданским кодексом и существующими нормами законодательства о защите прав потребителей.
Идентификация пользователя будет происходить через "Госуслуги".
Онлайн-сервис обеспечивает для сторон спора следующие возможности:
1) пользователь может отправить продавцу претензию и всю необходимую информацию в электронном виде,
2) продавец отправляет в ответ информацию о ходе рассмотрения и результатах проверки требований,
3) стороны могут привлекать экспертов, медиаторов, других независимых лиц к спору,
4) онлайн-сервис хранит всю информацию о требованиях, а также о датах направления требования, получения, проверки, все сообщения, которыми обмениваются стороны, все эти сведения сервис предоставляет сторонам, если дело все же переходит в суд,
5) сервис обеспечивает защиту сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, а также персональных данных покупателя.
Предполагается, что в процессе урегулирования спора можно будет изменить требования покупателя по согласованию с ним. Например, вместо устранения недостатков товара, можно будет вернуть товар и деньга за него, а в дальнейшем предоставить потребителю скидку.
Сервис бесплатный, но привлечение третьих лиц, например, экспертов, должно оплачиваться в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Все более конкретные сведения о механизме действия онлайн-сервиса появятся позднее. В приложении к закону пропишут: какие категории споров будут решаться с помощью онлайн-сервиса, каких экспертов можно привлекать, порядок доступа пользователей к онлайн-сервису и порядок привлечения экспертов, порядок заключения соглашений, указание на форму предоставления покупателем информации и другие условия.
В законопроекте указано, что закон вступает в силу в течение 270 дней со дня опубликования, то есть у правительства будет девять месяцев на создание четких правил и, главное, самой платформы и ее тестирование.
При прочтении пояснительной записки к законопроекту создается впечатление, что законопроект создавался второпях. Ведь, обосновывая актуальность законопроекта, составители ссылаются на данные АКИТ о росте онлайн-торговли от 2017 года и на сведения Роспотребнадзора об увеличении числа жалоб на интернет-магазины от 2016 года.
Если бы составители записки и законопроекта консультировались с игроками рынка ecommerce, им бы наверняка подсказали более свежие данные, а также проконсультировали об уже имеющихся у интернет-продавцов способах решения споров с покупателями.