Один из продавцов Яндекс Маркета направил обращение в ФАС с жалобой на маркетплейс из-за оплаты обратной логистики
4Яндекс Маркет объявил, что за обработку возвратных и невыкупленных товаров будет брать с селлеров по 50 рублей за единицу товара. Также продавцы должны будут оплачивать доставку таких отправлений до покупателя и обратно.
Селлеры посчитали, что таким образом компания нарушает законодательство, пользуясь своим положением монополиста. Один из них уже направил жалобу в ФАС по этому поводу и предлагает сделать это другим коллегам.
Какие изменения анонсировал Яндекс Маркет?
С 1 ноября маркетплейс поменяет систему возмещения затрат на оплату и логистику товаров, которые покупатель либо не выкупает, либо возвращает в надлежащем качестве.
Сейчас в этом случае продавец платит маркетплейсу за такой товар: за размещение товара на витрине, прием и перевод платежей, обработку на складе, доставку покупателю и обработку возврата.
С 1 ноября "Маркет" вернет продавцу плату за размещение и перевод платежа, а также расходы на буст продаж и участие в программе лояльности Яндекс Плюса. Но начнет брать плату за доставку до покупателя и обратно – и для возвратов, и для невыкупов. За обработку каждого такого отправления будут брать фиксированные 50 рублей.
Для селлеров, работающих по модели FBS, за доставку товара в другой город возьмут плату по тарифу за доставку между населенными пунктами. Для селлеров по модели FBY к стоимости обработки возвратного отправления может добавиться тариф за доставку между федеральными округами.
При этом Яндекс Маркет разместил сравнительную таблицу на примере товара стоимостью 1000 рублей из раздела "Хобби и творчество", где доказывается, что новая система для покупателя оказывается выгоднее. Если при нынешней системе его затраты за возврат или невыкуп составят 295 рублей, то после 1 ноября – 135 руб. 12 коп.
Чем недовольны селлеры?
Однако несмотря на приятную раскладку от маркетплейса, обещающего экономию денег практически вдвое, продавцы остались недовольны новой системой.
Они считают, что в случае, когда продавец не виноват в путешествии товара между складами и ПВЗ, то есть это не брак или недостоверная информация, оплачивать свои внезапные "я передумал" должен сам покупатель.
То же самое, в принципе, говорится и в "Законе о правах потребителя":
"При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования".(Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара).
Однако очевидно, что если покупателя заставят оплачивать логистику возвратов или невыкупов (напомним, что речь идет только о возврате товара надлежащего качества), он может уйти на другую, более лояльную площадку. Поэтому, как считают селлеры, Яндекс Маркет и перекладывает эти расходы на продавцов, вопреки закону.
При этом маркетплейс пользуется своим положением и вносит изменения в договор, не спрашивая мнения партнеров, которые во всем зависят от компании. Поэтому один из продавцов, торгующих на маркетплейсе, уже направил свое обращение в ФАС. Он утверждает, что Яндекс Маркет, пользуясь доминирующим положением, нарушает законодательство. Об этом он рассказал в блоге на VC.ru.
Некоторые селлеры согласились с ним. Правда, неизвестно, поддержали ли они его конкретными действиями. Другие сообщили, что обращение в ФАС вряд ли поможет. Положение о компенсации логистики возвратов и невыкупов якобы внесено в оферту. И продавцу предоставлено право принять договор или нет.
Оппоненты же утверждают, что как раз в договор Яндекс Маркет никаких изменений и не вносил. Потому что договор по определению не может содержать в себе положений, противоречащих действующему законодательству.
Третья сторона напоминает, что ни один маркетплейс, даже Wildberries, монополистом на рынке официально не признан. То есть действует история: не нравятся условия "Маркета" – иди торговать на любую другую онлайн-площадку.
Осталось дождаться, что ответит ФАС на жалобу селлера. Поскольку точно ошибаются те, кто считает, что антимонопольщики не могут регулировать отношения маркетплейса с партнерами, потому что тот официально не признан монополистом.
Также читайте на нашем сайте:
- ФАС пришел к Ozon, Wildberries и Яндекс Маркету. Хочет сбить цены на товары для мобилизованных на маркетплейсах
- ФАС собрался проверять маркетплейсы и не только их. Чем они провинились?
- ФАС требует доработать документ о регулировании отношений между маркетплейсами и ПВЗ
- Общественный совет ФАС просит правительство вернуть проверки для маркетплейсов
- Маркетплейсы злоупотребляют свободой? ФАС может отменить мораторий на проверки онлайн-площадок
- ФАС потребовал от Wildberries создать внутренний арбитраж, а Госдума анонсирует поправки в законодательство
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Вы бы заглянули в закон. И оферта у них публичная и договор публичный (как бы они это ни отрицали) и его "заблокировать и отключить без объяснения причины" нельзя.
безнаказанность порождает вседозволенность
Распаковку возврата можно снять самому на телефон, где получаете.
Мы отбились от одной такой ушлой бабы только потому, что у нас доставка своя (DBS).
Был вес отправки 2+ кг зафиксирован и вес ее возврата - 1+ кг в посылке Почты России.
Озон ждал и не возвращал ей деньги, пока мы не подтвердили получение товара.
Мы сразу отказались возвращать деньги. Клиент открыл спор - мы предоставили
информацию по разнице в весе и тетя пошла нахер. Видимо рассчитывала как обычно
вернуть подмену в ПВЗ Озона, они сразу деньги возвращают.
У DBS охват меньше и нужно возиться с доставкой самому, организовывать отгрузку. Свернуть