ФАС собрался проверять маркетплейсы и не только их. Чем они провинились?
Совет по развитию конкуренции в IТ при Федеральной антимонопольной службе проверит Wildberries, Avito, ЦИАН и Яндекс Такси на соответствие "принципам взаимодействия участников цифровых рынков", сообщил "Коммерсант" со ссылкой на текст повестки для заседания, которое пройдёт 21 апреля 2023 года.
Как минимум, регулятор очень хочет разобраться в следующих вопросах:
- Как Wildberries начисляет штрафы за неверные габариты, взимает плату за возврат, а также ограничивает размещение незапрещённых для торговли товаров. В маркетплейсе заявили газете, что правила по габаритам и возврату уже пересмотрели с продавцами, а ограничения на размещение касаются только аксессуаров для курения.
- В случае с Avito жалобы касаются изменений в тарифах на услуги при размещении объявлений – из-за них растёт "цена за клиента". Компания отметила, что переход на оплату за просмотр или клик не должен влиять на траты "профессиональных" продавцов. Тарифы введены, чтобы было невыгодно работать тем, кто запускает объявления с ложными ценами и описаниями.
- В ЦИАН проверят ситуацию с обменом контактными данными клиентов и продавцов. Сам сервис заявляет, что использует только подменные номера.
- В Яндекс Такси эксперты изучат вопрос ценообразования для пассажиров и случаи комиссии с водителей, когда ее можно считать завышенной.
Партнер BGP Litigation Ирина Акимова убеждена, что повестка совета вызвана широким общественным резонансом вокруг отношения маркетплейсов к своим партнерам – селлерам и операторам ПВЗ.
Вопрос взаимодействия маркетплейсов с ними стал актуальным именно на фоне конфликта Wildberries с владельцами пунктов выдачи заказов, который начался в середине марта. После широких общественных обсуждений компания пошла на ряд мер для сглаживания отношений с партнерами, а регуляторы заинтересовались работой маркетплейсов со своими контрагентами и потребителями.
По словам Ирины Акимовой, с момента подписания рассматриваемого на совете при ФАС меморандума прошло чуть больше года, и выводы совета позволят оценить эффективность принципов мягкого права.
В ФАС заявили, что считают возможным изучить вопрос снятия моратория на антимонопольные проверки аккредитованных IT-организаций, а также выдать участникам рынка аналоги предупреждения.
Управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик отмечает, что снятие запрета на проверки аккредитованных IT-организаций может предполагать полную отмену моратория на проверки ФАС, а это затронет различные рынки, а не только маркетплейсы и операторов "платформенной занятости".
Второй вариант – ФАС предложит правительству разработать проект отдельного закона с мерами административной ответственности за нарушение его норм.
Гендиректор АНО "Цифровизация и новые технологии" Алексей Кожевников отмечает, что в отношениях цифровых платформ и контрагентов сформировалась системная проблема, не решаемая саморегулированием.
Эксперты заявляют о необходимости системных правил онлайн-торговли, где главным принципом должна стать "презумпция невиновности" и защита прав всех участников рынка.
Читайте также на нашем сайте:
- Общественный совет ФАС просит правительство вернуть проверки для маркетплейсов
- Маркетплейсы злоупотребляют свободой? ФАС может отменить мораторий на проверки онлайн-площадок
- ФАС потребовал от Wildberries создать внутренний арбитраж, а Госдума анонсирует поправки в законодательство
- ФАС в итоге не будет вмешиваться в конфликт между Wildberries и владельцами ПВЗ, а вот Госдума – может отреагировать
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.