"Эра экономии": 2015 год в российской ecommerce
Кризисный 2015 год закончился. У ритейлеров впереди еще пара "горячих" дней, но уже можно подводить итоги, анализировать тренды и строить планы на будущее.
Oborot.ru расспросил игроков российского рынка ecommerce о том, каким был для них уходящий год и чего отрасли ждать в ближайшем будущем.
Генеральный директор Wikimart Андрей КленинТренды-2015 Выход ecommerce в офлайн и развитие online2оffline (o2o) технологий. Тренды на следующий год Консолидация крупных игроков, развитие интернет-продаж в регионах, multi-channel outsourcing. |
"Событие года"
Начало работы Alibaba.com с российскими магазинами.
"Провал года"
Выход JD.com на российский рынок.
Сделка года
Не было ярких сделок.
Главное достижение вашей компании в 2015 году
Выход в оффлайн и открытие 2 собственных Викимарт-центров и сети Викимарт-экспрессов.
Ваше главное личное достижение
Вывод компании "Викимарт" в офлайн менее чем за полгода.
Самая большая несбывшаяся надежда в этом году
Сохранение темпов роста российского ecommerce.
Главный урок года
Если бежишь на пределе сил, некуда ускоряться. Нужно поддерживать высокий темп изменений в компании, но всегда иметь запас, чтобы ускориться еще больше в нужный момент!
Ваши главные цели на 2016 год
Выход на положительную EBITDA в первом полугодии
Генеральный директор "Эльдорадо" Ондржей ФридрихТренды-2015 Этот год существенно подкорректировал основные потребительские тренды: люди с большим прагматизмом подходят к покупкам, выбирая недорогие аналоги по всем категориям – от продуктов до услуг. Но при этом те, кто уже привык к определенному уровню обслуживания, не готовы пожертвовать своим комфортом. Тренды на следующий год Гибкое ценообразование с ориентацией на всех игроков рынка; активное развитие онлайн-направления и обязательная обратная связь с потребителями – универсальный рецепт выживания при любых макроэкономических условиях. Помните, что современный покупатель гораздо более требователен: перед тем, как прийти в магазин, он изучает в интернете информацию о товаре, а также анализирует цены на ту или иную модель. Если ваша стоимость не в рынке, то вряд ли вам удастся попасть «в финал». |
Главное достижение вашей компании в 2015 году
Региональное развитие. У нас успешно работают уже два магазина в Чечне, в ноябре открылся первый магазин в Ингушетии, что стало настоящим событием для республики. Нам это обеспечило стабильное развитие, во втором полугодии 2015 мы отработали лучше рынка.
Главный урок года
В ситуации экономической нестабильности ни в коем случае не следует экономить на магазинах. Вкладываясь в обучение персонала, повышая качество сервиса, которое, как правило, в кризис у большинства компаний падает, реально привлечь новую аудиторию – покупателей мелких и средних торговых сетей, которые были вынуждены закрыться.
Я рекомендую регулярно использовать краудсорсинг, чтобы получать обратную связь от покупателей. "Сверка часов" с покупателями в разных регионах с последующим анализом, поверьте,- это очень полезное упражнение для бизнеса.
Говоря об особенностях региональной тактики развития, надо остановиться на таком важном пункте как доступность. Покупателю должно быть удобно и комфортно коммуницировать с магазином. Экспериментируйте с форматами, предлагайте решения, которые будут способствовать эффективности бизнеса, не бойтесь развиваться в республиках, идти глубже в регионы.
Ваши цели на 2016 год
Планируем продолжать экспансию в города с населением от 50 тысяч человек, расширять товарную матрицу, внедрять инновационные технологические решения, обеспечить компании ценовое лидерство на рынке.
Управляющий партнер ГК "220 Вольт" Алексей ФёдоровТренды-2015 Полномасштабный приход AliExpress в Россию и захват рынка трансграничными операторами. К сожалению, трендом стало и полное отсутствие у государства желания защищать интересы отечественных продавцов и производителей. Фактически государство пока отдает российский бизнес на разграбление трансграничным операторам. Тренды на следующий год Если государство не создаст равные условия для российских и иностранных продавцов, отечественный ecommerce просто умрет. Хотя я по-прежнему надеюсь, что этого мы все же не увидим. |
Эра больших денег прошла, наступает эра экономии. Все будут стремиться к эффективности. Больше никаких бюджетов на рекламу, эффект от которой нельзя посчитать.
Будет расти интерес к размещениям на тематических площадках и профессиональных форумах. Теперь интернет-магазинам нужна аудитория, которая уже готова покупать.
"Событие года" в российской ecommerce
Компания “М.Видео” официально объявила о своей трансформации из традиционного ритейлера в онлайн-компанию. Аналогичное заявление мы слышали и от “Эльдорадо”. То, что такие крупные офлайн-игроки выходят в интернет и признают онлайн важнейшим каналом продвижения, говорит о переходе российской интернет-торговли на новую стадию развития.
"Провал года"
Сделка года
Переход "Связного" и Enter во владение Олега Малиса.
Главное достижение вашей компании в 2015 году
Мы запустили ордер-процессинг для производителей товаров DIY. Для нас это новое направление, но мы уже подтвердили свои компетенции, запустив успешный проект для компании "Интерскол".
Ваше главное личное достижение
В этом году я впервые проехал 18 километров на скейтборде за одну прогулку. Я уже много лет катаюсь, но раньше такие расстояния мне не давались.
Самая большая несбывшаяся надежда в этом году
Я очень надеялся, что государство снизит НДС. Этого не произошло, а жаль.
Главный урок года
И снова Enter. Нужно учиться на чужом неудачном опыте – нельзя в кризис тратить деньги на рост в будущем. Деньги нужно вкладывать в то, что принесет прибыль здесь и сейчас. Нужно быть прибыльными и эффективными каждый день.
Ваши главные цели на 2016 год
"220 Вольт" откроет еще 4 склада, увеличит сеть минимум на 50 магазинов и удвоит трафик интернет-магазина.
Директор по развитию магазина "Бусики Колечки" Денис МатаковТренды-2015 Глобальный перекос в сторону мобильных устройств. Конкретно в нашем магазине сейчас 30% заходов со смартфонов и 10% заходов с планшетов. Теперь магазины должны хорошо выглядеть с маленьких экранов. Тренды на следующий год "Мобилизация" пользователей продолжится, это если говорить о технических трендах. Но не стоит забывать и экономическую составляющую. Как бы мы ни хотели обратного, конца и края спада не видно. Пока мы наблюдаем небольшие подъемы спроса каждый цикл резкого падения стоимости рубля. Люди торопяться купить долларовые товары по старому курсу. Скоро и этого не будет — уже самый дешевый MacBook Pro стоит более 90 тысяч рублей. Такие цены никто потянуть не сможет, а прекрасное слово «импортозамещение» пока только придумано, а смысл вложить в него не успели. "Событие года" и "Провал года" |
В российской ecommerce — это очень похожие понятия. Закрылось много больших магазинов, закрылось невероятно много маленьких — все это провал года. Но это и возможности для тех, кто сохранил или даже приумножил свой бизнес за счет закрывающихся конкурентов.
Главное достижение вашей компании в 2015 году
Мы сохранили абсолютный уровень дохода и в 2 раза увеличили рентабельность при снижении общего оборота. Наличие своего товара на складе в большом количестве позволило нам "отложить кризис", перестроить процессы и получить максимальную подушку безопасности. Это не достижение этого года, это продуманная стратегия предыдущих лет. В итоге наша компания пришла в кризис со своим товаром и без долгов.
Ваши главные цели на 2016 год
Как и у всех – сохранить и приумножить. Мы мобилизовали на это все наши силы.
Генеральный директор магазина "Поставщик счастья" Дмитрий КоробицынТренды-2015 Я бы назвал три главных тренда в прошедшем году: 1) Продолжает расти скорость изменений на рынке, в процессах, в ожиданиях клиентов, во всем что нас окружает. Это предъявляет серьезные требования к бизнесу. Но тот, кто успевает за меняющимся рынком, переживет любой кризис и выйдет из него на коне. 2) В этом году многие e-commerce- игроки начали смотреть в сторону офлайна и расширять свои представительства. Если раньше было движение строго из офлайнового бизнеса в сторону онлайна, то в этом году пришло осознание что офлайн порой обладает меньше себестоимостью. 3) Ну и конечно, изменение структуры спроса. Объемы продаж в нашей сфере не упали. Но структура спроса серьезно изменилась. Дорогие позиции практически не продаются, а сегменты с ценой ниже средней, наоборот, здорово выросли. |
Тренды на следующий год
Движение из онлайна в офлайн продолжится. Этот тренд – явно не на один год.
По-прежнему будет расти мобильный трафик и заказы. В 2015 у нас доля мобильного трафика уже была выше, чем десктопного.
"Событие года"
Назначение Германа Клименко советником президента по Интернету. Он человек рассудительный и главное, слышащий, что очень важно сегодня для бизнеса в России.
"Провал года"
Этот год, как и прошлый, довольно богат закрытиями. Тяжело выделить наиболее заметное. Наверное, история с Enter самая печальная, но при этом ожидаемая с самого начала…
Сделки года:
- Обратный выкуп своей доли в компании основателями InSales.
- Покупка компанией 1С системы управления сайтами UMI-CMS. Эта сделка, конечно, вызывает много вопросов… 1C-Bitrix занимающет сегодня лидирующие позиции среди CMS для интернет-магазинов. И вот, тот же холдинг приобретает второго игрока…
Главное достижение вашей компании в 2015 году
Во-первых, мы в этом году выросли вдвое практически по всем показателям. Во-вторых, сервис "Настоящий Drop Shipping" за год себя полностью оправдал. Мы планируем существенно расширить его функциональность в ближайшем будущем.
Ваше главное личное достижение
Есть одно событие в жизни, оно очень личное. Я счастлив что оно произошло. Моя супруга поймет
Главный урок года
Внедрять новое можно только в случае, если иначе нельзя, либо есть гарантия повышения эффективности в разы.
Ваши главные цели на 2016 год
Вырасти еще вдвое. Запустить несколько проектов, подробности сейчас не готов озвучивать публично.
Менеджер интернет-проектов "Ашан" Армен Манукян *Тренды-2015 В ecommerce стали уделять больше внимания качеству предоставляемых услуг, у многих игроков появляется доставка в тот же день, начинается активная работа с лояльностью клиентов. Думаю, этот тренд продлится и в будущем году. "Событие года" Активное начало сотрудничества "Почты России" с ecommerce. |
"Провал года"
Акция "Черная пятница" и проблемы с ее площадкой. .
Ваши главные цели на 2016 год
Показать отличную динамику развития и выполнить все утвержденные планы по продажам.
*Спикер не согласился отвечать на большинство вопросов, сославшись на закрытость данных.
В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ?
В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, их не индексирует и в выдачу товары не выдает. Свернуть