Не все ритейлеру "Черная Пятница"
Интернет-магазины – участники "Черной пятницы- 2015" жалуются на многочисленные технические сбои. Судя по всему, в этом году распродажа принесла меньше денег и больше проблем.
Глобальная распродажа началась в Рунете вечером в четверг 26 ноября и будет продолжаться до конца воскресенья. Организатор акции, уже третий раз проходящей в России, – компания "Блэк Фрайдэй" собирает на своей площадке Blackfridaysale.ru предложения от интернет-магазинов – участников. Площадка получает 10-30% от суммы продаж , также интернет-магазины оплачивают размещение товарных предложений. Публикация 100 наименований товаров стоила 40 тысяч рублей, 300 — 70 тысяч рублей.
Технические сбои начались прямо на старте, официальный старт распродажи перенесли с 19.00 на 21.00, – из-за подключения "самых интересных участников", как объяснили организаторы. Но и после старта часть магазинов-партнеров не нашли своих баннеров и товаров на сайте.
Скидки есть, а Пятницы нет
"Мы привыкли, что сайт blackfridaysale.ru работает медленно, но в этот раз организаторы превзошли сами себя – товары с сайта Фотосклад.ру и многих других крупных онлайн-ритейлеров вообще не появились на площадке, – рассказал Oborot.ru гендиректор Fotosklad.ru Алексей Банников. – Из 300 партнеров мы в пятницу в середине дня (через более чем 15 часов после старта расродажи) видим около 50. Сразу после старта из крупных магазинов были только MediaMarkt и "Юлмарт". Сегодня днем я все еще не видел "М.Видео", "Эльдорадо", "Связной", "Евросеть", Lamoda, Holodilnik"
(Прим. ред: ближе к вечеру пятницы предложения от этих ритейлеров все-таки появились.)
По словам Банникова, пока "Черная пятница" для "Фотосклада" идет только на собственном сайте."Интерес высокий, но вызвано это нашими стараниями в соцсетях и рассылками, а не усилиями организаторов", – заключает Банников.
Это подтверждает и Тимофей Шиколенков из "Аудиомании". По его словам, часть магазинов не была размещена с вечера и появилась на сайте лишь под утро, хотя пик заинтересованных покупателей пришелся на ночь. Так произошло и с "Аудиоманией".
"Нас ["Аудиомании"] не было совсем. Ни товаров, ни баннеров, ни на главной, ни в списке участников. Даже через поиск по сайту ничего не искалось. Только откуда-то взявшееся старое описание и прошлогодний баннер, но глубоко спрятанный", – рассказывает Шиколенков.
На то, что их не добавили в каталог "Черной пятницы" также пожаловались в Facebook представители компаний "ВсеИнструменты" и Enter.
По словам Шиколенкова, доля трафика с сайта Blackfridaysale ничтожна в сравнении с тем, что "Аудиомания" получила из собственной email-рассылки, посвященной распродаже. За 27 ноября на сайт интернет-магазина с Blackfridaysale перешли 2 c лишним тысячи уникальных посетителей. "Конечно, это ни в какое сравнение не идёт с тем, что мы получали в первый и второй год распродажи, где счёт шел на десятки тысяч", – говорит директор по маркетингу "Аудиомании". И замечает, что организаторы "Черной пятницы" так и не сделали накануне старта уже проплаченную интернет-магазинами рассылку по клиентской базе.
Были проблемы и с отображением уже добавленных баннеров. У некоторых магазинов, купивших пакет Gold, баннеры отображались не вверху главной страницы (как это должно быть согласно условиям пакета), а внизу.
"Несколько месяцев согласовывались баннеры, но организаторы умудрились в "карусели" поставить буллеты, которые закрывают часть контента. Неужели не было известно заранее, что там будут буллеты и на это место не надо никакой контент писать?" – возмущается Шиколенков. И добавляет, что организаторы, к которым он обращался, чтобы они исправили ошибки, в какой-то момент перестали отвечать на звонки и письма.
Владимир Ким, сооснователь проекта Blackfridaysale.ru, в комментариях РБК объяснил сбои на старте тем, что компания старалась подключить как можно большее количество желающих. "Действительно, для большого пула продавцов мы не успевали выложить предложения на сайт, и это, к сожалению, коснулось в основном добросовестных рекламодателей, которые давали честные скидки", — говорит Ким. Он признает, что многие предложения заливались на сайт уже ночью.
Дмитрий Исаев, директор по развитию NetOptika, рассказал, что на сайте распродажи не было размещено около десятка важных товарных предложений от его компании. А в тех, что появились в каталоге, были допущены ошибки в ценах. Возможности откорректировать цены в real-time не было, хотя организаторы и обещали ее.
"Организаторы требовали скидок, пусть и нечестных. В результате наш конкурент "Линзмастер" так и сделал. Он поднял цены в два раза, а потом сделал скидку 50% " , – рассказывает Исаев.
Проблема с "липовыми" скидками также есть, признают организаторы (редакция Oborot.ru нашла примеры в первые же часы распродажи). По словам Кима, "Блэк Фрайдэй" выборочно проверяет скидочные предложения. Он уверяет, что в этом году пришлось отказать некоторым продавцам в выкладке предложений именно по этой причине. Более того, некоторые добросовестные продавцы сами отказывались от участия в акции, понимая, что не могут предоставить нужный уровень скидок, говорит Ким
О тех, кто не отказался и предпочел симулировать скидки, рассказал Шиколенков в комментариях порталу РБК.
"Многие вместо настоящих скидок просто приписывают якобы доскидочную цену и перечеркивают ее, чем наносят себе серьезный репутационный удар. Ведь сейчас невозможно спрятаться от публикаций в социальных сетях — все может стать достоянием общественности", — сетует Шиколенков.
"Удачно им провалиться в ад. Больше участвовать в этом вертепе обмана мы не будем", – заключает Исаев.
Но с ним согласны далеко не все участники ЧП. Многие отметили значительный рост числа заказов и выручки. Однако практически все замечают при этом, что собственные каналы продвижения привели больше трафика, чем центральная площадка распродажи.
Первые результаты
"Связной" за первые сутки распродажи получил рост числа заказов в 3 раза, а выручки – в 2 раза по сравнению со средними для сезона показателями. Для сравнения: в прошлую "Черную пятницу", 28 ноября 2014 года, число заказов у "Связного" выросло в 2,5 раза к среднесуточному, а вот выручка – в 3.1 раза.
"В первый час после старта количество заказов выросло в 2 раза относительно среднего показателя за день, а больше всего заказов оформлялось с 21.30 до 23.30, когда большинство людей вернулось с работы", – сообщил Oborot.ru менеджер по коммуникациям "Связного" Сергей Тихонов.
Самым "ходовым" товаром оказались смартфоны и аксессуары к ним. В лидерах – смартфоны от Microsoft, а также модель iPhone 5s "как новый". Более чем в 2 раза выросли продажи сопутствующих товаров для смартфонов: пленки, SD-карты, зарядные устройства.
"Что касается сотрудничества с BlackFridaySale, то собственные каналы продвижения пока приносят нам более ощутимую пользу. С них приходит более целевой трафик – клиенты, заинтересованные именно в нашем ассортименте. Также у площадки BlackFridaySale традиционно возникли технические проблемы, которые влияют на количество переходов", – комментируют в "Связном".
У OZON в первый день распродажи трафик на сайт превысил 1 000 000 уникальных посетителей, рост продаж составил 80%, средний чек увеличился на 10% и достиг 2650 рублей. В топ-3 самых популярных товаров вошли недорогая модель ноутбука MSI, мультиварка-скороварка Steba DD 2 XL Eco и цветной принтер Epson L800.
У OZON.travel продажи увеличились лишь на 30%, сообщила пресс-служба холдинга.
У "Эльдорадо" трафик на сайт еще в четверг, в преддверии распродажи, увеличился почти в 2 раза (+82%) и превысил 1 000 000 посещений за сутки. Количество заказов выросло почти в 3 раза (+182%), оборот – в 2,4 раза (+140%). Число обращений в контакт-центр выросло в 2 раза, сообщает пресс-служба компании.
У KupiVip "Черная пятница"-2015 прошла лучше, чем прошлая. Гендиректор компании Владимир Холязников рассказал Oborot.ru, что конверсия на сайте увеличилась на 40%, выручка и количество заказов – почти в 2 раза. "Во время Black Friday в 2015 году мы получили на 48% больше заказов по сравнению с прошлым годом", – подчеркивает он.
По мнению Холязникова, в сегменте fashion в этом году "выстрелил" эффект отложенного спроса. Очевидно, покупатели за некоторое время готовились совершить выгодные покупки, следили за предложениями и ждали распродажи, – предполагает гендиректор KupiVip. Как следствие, fashion-ритейлер продлил распродажу и распостранил ее еще и на свой offline-аутлет в ТРЦ Гагаринский в Москве.
Директор по маркетингу Mebelion.ru Владислав Елизаров, утверждает, что несмотря на сбои, в первые сутки трафик вырос в 2 раза, а число заказов – в 1,5 раза.
Степан Чельцов, владелец магазина подарков Thepresents.ru, за подготовкой которого к ЧП мы следили на Oborot.ru, наоборот, оказался разочарован результатам первых суток распродажи.Заказов у его магазина оказалось почти 2 раза меньше, чем в прошлом году.
Со старта распродажи и до 2 часов ночи 28 ноября 2015 года thepresents.ruполучил 166 заказов на сумму 328 922 рубля. В прошлом году за двое суток распродажи было сделано 545 заказов на 768 581 рублей, причем большинство пришлось на первые сутки распродажи.
Чельцов также сравнил посещаемость по Черной Пятнице год к году. В этом году трафик оказался хуже.
"Аудиомания" по словам Шиколенкова, получила "многократно больше" заказов и выручки, чем в обычный день, но тоже благодаря собственным действиям – рассылкам и внутренним баннерам.
У большинства магазинов, участвующих в официальной акции blackfridaysales.ru, количество заказов растет сегодня относительно вчерашнего дня на 120% (в 2,2 раза) и более. Средний рост – в 2,4 раза. – поделился цифрами сооснователь Data Insight Борис Овчинников. По его данным, некоторым компаниям удалось увеличить свои онлайн-продажи в 3, 4, 5 раз и даже больше. Среди лидеров по росту продаж – petshop.ru, 003.ru, svyaznoy.ru .
Какая в Пятницу разница?
В то же время, в Data Insight отмечают важный тренд: Черная Пятница за 3 года стала общероссийским явлением, выйдя далеко за пределы проекта blackfridaysale.ru. В итоге многие интернет-магазины успешно проводят свои распродажи, не сотрудничая с площадкой, – покупатель уже знает, что в эти дни надо искать скидки в онлайне.
По оценкам Data Insight, среди крупных интернет-магазинов, которые запустили вчера большие скидки и смогли получить рост продаж не менее чем в 1,5 раза, только 35-40% официально участвуют в blackfridaysale.ru.
Остальные запустили свои собственные, локальные Черные Пятницы. Рост продаж и там, и там одинаковый – в среднем в 2,5 раза. Среди рекордсменов по росту продаж – detmir.ru, adidas.ru, mamsy.ru, сообщил Oborot.ru Борис Овчинников.
При этом директор магазина detimd.ru Алексей Неверов, отмечает, что у магазина сейчас проходят штатные акции, специально к пятнице практически ничего не делалось.
"Более того, в пятницу на удивление было больше отмен, чем обычно. Есть подозрение, что люди нашли нужный товар где-то со скидкой и отменили у нас, но они этого не сказали, каждый озвучил совсем другую причину", – рассказал Неверов.
“Мы третий год проводим сами – и удваиваем выручку в эти дни. И никаких переплат и неоправданных ожиданий”, – заявила в Facebook руководитель отдела интернет-продвижения "Техносилы" Ольга Якунина
Директор по маркетингу интернет-магазина Pudra.ru Виталий Шахматов рассказал Oborot.ru, что проводит свою "Черную пятницу", не сотрудничая с площадкой, и продажи – существенно выше обычного дня. По его словам, уже на середину пятницы объем продаж превысил 1,5 млн рублей, в то время как в обычную пятницу он в среднем составляет 500 тысяч рублей.
Руководитель интернет-магазина Shoes.ru Константин Черников отмечает что дневные продажи магазина 27 ноября были в 2 раза выше, чем в обычную пятницу, – при том что ритейлер не выставляется на Blackfridaysale.ru. Трафик вырос к обычному дню на 36,5% а , число заказов – на 105%.
"В этом году мы не сотрудничали с Blackfridaysale, провели своими силами и видим не менее значительный результат, да еще и не нужно комиссию платить", – подтверждает директор по развитию магазина "Бусики Колечки" Денис Матаков. По его словам, нынешняя распродажа проходит не так активно, как раньше: "Кризис очень заметен, то, что мы видели в 2013 году, сможем повторить в лучшем случае через год".
"По всем, кто запустил сегодня скидки (и использовал фразу Black Friday) мы видим рост заказов не менее чем на треть, а в половине случаев более чем в 2,2 раза", – заключает Борис Овчинников.
P.S. Похоже, в среднем по рынку рост продаж был не таким большим , как во время ЧП 2013 или 2014 года. Это отмечает и Тимофей Шиколенков, говоря, что распродажа прошла "в сравнении с прошлым годом….. хуже в целом". Но, учитывая общую ситуацию на рынке, высоких показателей и не стоило ждать, говорит Шиколенков. "Всё-таки прошлый год – это прошлая жизнь. Фактически бизнес живёт заново с 1 января сравнивать с прошлым годом уже ничего нельзя.Фактически мы имеем уже другую валюту и другие в ней зарплаты с другими ценами на всё".
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.