В Самаре - центр мирового брака? Крупные сети жалуются прокурорам на потребительский терроризм и "экспертов"
АКИТ обратилась в Минпромторг и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с мошенниками, которые преднамеренно портят приобретенную технику, а затем получают компенсации через суд.
Общая сумма требований к крупнейшим ритейлерам только за 2023 год превысила 1 млрд руб.
Ассоциация просит провести совещание с представителями Генпрокуратуры, чтобы рассмотреть случаи злоупотребления законом о защите прав потребителей. Вариантов потребительского терроризма множество, и Оборот.ру не раз о них писал. Сейчас ритейлеров заставила обратиться к прокурорам схема требования возмещения за якобы бракованную технику через суд.
Схема проста до безобразия:
1. Жулик приобретает в магазине (лучше всего – в крупной сети, там зачастую формально подходят к жалобам и судебным искам) дорогостоящую технику. Обычно это изделия брендов, которые из-за санкций покинули РФ и не обеспечивают гарантийного обслуживания.
2. Затем злоумышленник сам, намеренно выводит из строя купленное изделие.
3. С помощью сообщников, которые объявляют себя "экспертами", он получает подтверждение, что имеет место производственный брак.
4. Обращаются в суд с требованием возместить убытки.
Однако дело в том, что по суду потребителю, которому отказывают в замене или компенсации за брак, присуждают не только возврат стоимости товара.
Там обязательно идет еще и
- штраф,
- оплата просрочки возмещения,
- компенсация морального вреда.
В результате может набежать сумма, в несколько раз превышающая стоимость товара.
Мы уже рассказывали о случае, когда покупателю присудили компенсацию более 1 млн рублей за поцарапанный телевизор.
Количество дел против торговых сетей может исчисляться сотнями, схема "приобрела шокирующие масштабы и превратилась в миллиардный бизнес", утверждают в АКИТ.
Судебная практика в конкретных регионах такова, что суды встают фактически на сторону юристов-мошенников, действующих под видом потребителей.
Например, в Самаре число исков о бракованных смартфонах Samsung и Apple превышало их количество в Москве.
"Впечатление, что именно в этом регионе скапливается весь мировой брак", – возмущаются ритейлеры.
Основой мошеннической схемы становятся недостоверные экспертизы, устанавливающие якобы производственный брак там, где имела место умышленная поломка.
И что делать?
По мнению участников рынка, чтобы исключить появление недостоверных заключений о производственном браке нужно:
- ужесточить требования к экспертизе товаров,
- установить четкую регламентацию статуса экспертов, возможно, ввести лицензирование/аккредитацию,
- внести изменения в Закон о защите прав потребителей,
- пресечь мошенническую деятельность конкретных лиц путем уголовного наказания.
Юристы замечают, что у ответчиков в этом случае тоже есть возможность защищаться: они могут либо провести собственную экспертизу и предоставить ее результаты суду, либо потребовать, чтобы судом была назначена экспертиза у независимого специалиста.
Однако мошенники потому и выбирают крупные сети, что там нередко к судам относятся достаточно формально, учитывая большое количество исков. Представители малого бизнеса обычно готовы оспаривать все экспертизы.
Однако, говорят юристы, ограничить круг тех, кто может подобную экспертизу проводить, действительно важно. Больше вероятности, что аккредитованные специалисты не захотят рисковать потерей лицензии и не будут участвовать в мошеннических схемах.
В "М.Видео-Эльдорадо" подтверждают проблему и добавляют, что количество дел против торговых сетей может исчисляться сотнями.
В МТС рассказывают, что "наиболее проблемными территориями являются регионы Поволжья.
В "Вымпелкоме" подчеркивают, что схема "приобрела шокирующие масштабы и превратилась в миллиардный бизнес".
Президент АКИТ Артем Соколов рассказывает, что из-за таких мошеннических схем бизнес вынужден закладывать многомиллиардные издержки в стоимость товара. Получается, что все покупатели вынуждены оплачивать мошеннические схемы.
Также читайте на нашем сайте:
- Суд оштрафовал интернет-магазин, который почти три года не забирал возврат у покупателя
- Петербуржец отсудил у интернет-магазина деньги за то, что больше нигде не сможет купить такой же товар
- Ярославец через суд требует у "МегаМаркета" продать ему несколько дорогих гаджетов за 50 рублей
- Миллион за телефон! Интернет-магазину пришлось выплатить покупателю огромную неустойку
- Яндекс Маркет должен заплатить покупателю больше двух миллионов рублей за поцарапанный телевизор
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.