подписка
Подписаться
11:14

Некоторые курьеры Яндекс Еды жалуются, что, на самом деле, их доход упал вдвое

1
Некоторые курьеры Яндекс Еды жалуются, что, на самом деле, их доход упал вдвое Фото: Яндекс

На фоне новогодних сенсационных заявлений о рекордных зарплатах курьеров почти никто не заметил заявление одного из их профсоюзов. А там утверждается совершенно противоположное.

Речь идет о внедренной в 2024 году новой системе расчета оплаты труда курьеров Яндекс Еды, которая, согласно официальным заявлениям компании, должна была повысить прозрачность и доходы сотрудников. Однако, по мнению многих работников доставки, усовершенствованная формула теперь зависит от непонятных им критериев, а их доходы уменьшились наполовину.

Еще летом 2024 Яндекс изменил систему оплаты труда курьеров. Однако эти изменения вызвали множество вопросов у работников, утверждает профсоюз "Курьер".

Старая формула складывалась из базовой стоимости (55 рублей за заказ) и расстояния от отправителя до клиента, помноженного на 15 рублей. Потом итоговая сумма корректировалась в зависимости от коэффициента спроса на момент заказа – чем больше спрос, тем выше сумма.

Новая формула оказалась сложнее и стала складываться из большего количества переменных. Базовая стоимость перестала быть постоянной и стала зависеть от сложности заказа. Кроме расстояния, умноженного теперь на 30 рублей, стало учитываться и время ожидания ресторана, причем только в интервале от 8 до 28 минут, а коэффициент спроса стал выражаться в процентах.

С первого взгляда и правда кажется, что изменения в пользу курьеров. Большие цифры и увеличение количества факторов при вычислении дохода могли бы сделать заработок больше. Но теперь многие переменные потеряли для них какую-либо предсказуемость, жалуются курьеры.

Базовая стоимость определяется, как утверждают в "Яндексе", основываясь на проблематичности доставки. Однако непонятно, как именно определяется эта проблематичность. Может быть, она зависит от веса заказа? В предоставленной статье об изменениях данной информации нет.

Дополнительная оплата за опоздание ресторана – это отлично, но у курьера нет никакой возможности предсказать, задержит ли ресторан доставку.

Коэффициент спроса зависит от района доставки, а также от некоего "буста", который определяется выполнением задач, поставленных перед курьерами. Например, доставка 50 заказов за 7 дней может дать бонус в 15 % к коэффициенту. Звучит отлично, но курьеры утверждают, что в реальности значение одно почти во всех частях города, а буст мотивирует лишь к работе до изнеможения.

Новая система определения дохода вносит еще больше неопределенности в жизнь курьеров, а также расширяет возможности "Яндекса" для манипуляций выплатами. В комментариях курьеры делятся возникшими проблемами с новой формулой оплаты.

  • Непонятно, как определяется сложность доставки.
  • Оплата за сложные маршруты недостаточно покрывает неудобства.
  • Непонятно, почему плата за ожидание ресторана вводится только на определенном интервале времени.
  • Расстояние до ресторана оплачивается меньше, чем до клиента.
  • Сложные маршруты, например, вдоль трассы без тротуаров, не компенсируются дополнительными выплатами.
  • Чтобы достичь бонусов, нужно работать 14 часов в сутки, как робот, забыв о здоровье.
  • Компания совершает непонятные ошибки не в пользу курьера, например, начисляет штрафы за несуществующие проступки.

Но самая главная проблема – доход курьеров падает. Некоторые сотрудники доставки отмечают, что после внедрения новой системы их доходы упали на 40–50 %. Они говорят, что, например, в 2023 году на обычном велосипеде можно было заработать 7000 рублей в день, а в 2024 году на электровелосипеде – максимум 4000 рублей.

При этом многие курьеры признаются: хочется уйти, но уходить некуда. У конкурентов похожие проблемы. Единственный заметный на рынке труда конкурент Яндекса Еды был поглощен ею.

Уйти в другую сферу деятельности? Нередко курьеры не имеют такой возможности, потому что не имеют профессионального образования. Да и чаще всего такого желания не возникает, потому что, несмотря на падение доходов, заработок неквалифицированного работника в этой сфере все равно выше, чем во многих других отраслях.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Комментарии
Кирилл Лебедев
Генеральный директор, Стул Груп
12:39
Превосходно. Всем новоиспеченным курьерам просьба срочно вернуться на заводы 
Читайте также
09/01/2025
Мольдер Рысалиева, гендиректор Ozon.kz, ушла в банкиры
С 5 января она приступила к обязанностям председателя правления Halyk Finservice — дочерней организации Halyk Bank (Народного Банка Казахстана). Маркетплейс пока не сообщает, кто станет новым главой подразделения в этой стране... Подробнее
09/01/2025
Средний возраст российского дальнобойщика - 54 года. И уже 10% грузового автопарка в России простаивает из-за дефицита водителей
Профессия водителя грузовика стремительно стареет. Средний возраст водителя грузовика уже вырос с 48 до 54 лет, к 2030 году он достигнет предпенсионной отметки. Какие выходы из положения видны сегодня?... Подробнее
28/12/2024
Йогурт с матчей и пробиотиками, снеки с макрурусом и минтаем, мягкий сыр с морепродуктами. Чем занимаются студенты в инкубаторе "ВкусВилла"?
Крупнейшая российская сеть по продаже здоровой еды провела первый конкурс среди молодых разработчиков инновационных продуктов питания. Под проект даже создан специальный технологический инкубатор, где работают участники... Подробнее
Денис Демидов
Генеральный директор, AvtoGSM.ru
17/10/2024
Греф предложил уменьшить госрегулирование для "Почты России", чтобы она могла конкурировать с маркетплейсами - обсуждение 4
Не просто освободить, но и приватизировать, государственная компания в принципе не может быть успешной на конкурентном рынке.

Грефу ли об этом не знать, он в торговле до сих пор в луже сидит, хоть ресурсов у него более чем дофига... Свернуть
Не просто освободить, но и приватизировать, государственная компания в принципе не может быть успешной на конкурентном рынке. Грефу ли об этом не знать, он в торговле до сих пор в луже с Еще...
Михаил Барабаш
Руководитель проектов, АО ДИКСИ Юг
24/09/2024