подписка
Подписаться
13/01/2025

Некоторые курьеры Яндекс Еды жалуются, что, на самом деле, их доход упал вдвое

1
Некоторые курьеры Яндекс Еды жалуются, что, на самом деле, их доход упал вдвое Фото: Яндекс

На фоне новогодних сенсационных заявлений о рекордных зарплатах курьеров почти никто не заметил заявление одного из их профсоюзов. А там утверждается совершенно противоположное.

Речь идет о внедренной в 2024 году новой системе расчета оплаты труда курьеров Яндекс Еды, которая, согласно официальным заявлениям компании, должна была повысить прозрачность и доходы сотрудников. Однако, по мнению многих работников доставки, усовершенствованная формула теперь зависит от непонятных им критериев, а их доходы уменьшились наполовину.

Еще летом 2024 Яндекс изменил систему оплаты труда курьеров. Однако эти изменения вызвали множество вопросов у работников, утверждает профсоюз "Курьер".

Старая формула складывалась из базовой стоимости (55 рублей за заказ) и расстояния от отправителя до клиента, помноженного на 15 рублей. Потом итоговая сумма корректировалась в зависимости от коэффициента спроса на момент заказа – чем больше спрос, тем выше сумма.

Новая формула оказалась сложнее и стала складываться из большего количества переменных. Базовая стоимость перестала быть постоянной и стала зависеть от сложности заказа. Кроме расстояния, умноженного теперь на 30 рублей, стало учитываться и время ожидания ресторана, причем только в интервале от 8 до 28 минут, а коэффициент спроса стал выражаться в процентах.

С первого взгляда и правда кажется, что изменения в пользу курьеров. Большие цифры и увеличение количества факторов при вычислении дохода могли бы сделать заработок больше. Но теперь многие переменные потеряли для них какую-либо предсказуемость, жалуются курьеры.

Базовая стоимость определяется, как утверждают в "Яндексе", основываясь на проблематичности доставки. Однако непонятно, как именно определяется эта проблематичность. Может быть, она зависит от веса заказа? В предоставленной статье об изменениях данной информации нет.

Дополнительная оплата за опоздание ресторана – это отлично, но у курьера нет никакой возможности предсказать, задержит ли ресторан доставку.

Коэффициент спроса зависит от района доставки, а также от некоего "буста", который определяется выполнением задач, поставленных перед курьерами. Например, доставка 50 заказов за 7 дней может дать бонус в 15 % к коэффициенту. Звучит отлично, но курьеры утверждают, что в реальности значение одно почти во всех частях города, а буст мотивирует лишь к работе до изнеможения.

Новая система определения дохода вносит еще больше неопределенности в жизнь курьеров, а также расширяет возможности "Яндекса" для манипуляций выплатами. В комментариях курьеры делятся возникшими проблемами с новой формулой оплаты.

  • Непонятно, как определяется сложность доставки.
  • Оплата за сложные маршруты недостаточно покрывает неудобства.
  • Непонятно, почему плата за ожидание ресторана вводится только на определенном интервале времени.
  • Расстояние до ресторана оплачивается меньше, чем до клиента.
  • Сложные маршруты, например, вдоль трассы без тротуаров, не компенсируются дополнительными выплатами.
  • Чтобы достичь бонусов, нужно работать 14 часов в сутки, как робот, забыв о здоровье.
  • Компания совершает непонятные ошибки не в пользу курьера, например, начисляет штрафы за несуществующие проступки.

Но самая главная проблема – доход курьеров падает. Некоторые сотрудники доставки отмечают, что после внедрения новой системы их доходы упали на 40–50 %. Они говорят, что, например, в 2023 году на обычном велосипеде можно было заработать 7000 рублей в день, а в 2024 году на электровелосипеде – максимум 4000 рублей.

При этом многие курьеры признаются: хочется уйти, но уходить некуда. У конкурентов похожие проблемы. Единственный заметный на рынке труда конкурент Яндекса Еды был поглощен ею.

Уйти в другую сферу деятельности? Нередко курьеры не имеют такой возможности, потому что не имеют профессионального образования. Да и чаще всего такого желания не возникает, потому что, несмотря на падение доходов, заработок неквалифицированного работника в этой сфере все равно выше, чем во многих других отраслях.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Комментарии
Кирилл Лебедев
Генеральный директор, Стул Груп
13/01/2025
Превосходно. Всем новоиспеченным курьерам просьба срочно вернуться на заводы 
Читайте также
14/01/2025
У "Светофора" неприятности? Против самой дешевой сети выступили Мантуров, Лисовский и Роспотребнадзор
Ритейлер заключает договоры с поставщиками через посредников, что позволяет платить за товары только после их реализации, а все нераспроданное или испорченное возвращать обратно... Подробнее
09/01/2025
Мольдер Рысалиева, гендиректор Ozon.kz, ушла в банкиры
С 5 января она приступила к обязанностям председателя правления Halyk Finservice — дочерней организации Halyk Bank (Народного Банка Казахстана). Маркетплейс пока не сообщает, кто станет новым главой подразделения в этой стране... Подробнее
09/01/2025
Средний возраст российского дальнобойщика - 54 года. И уже 10% грузового автопарка в России простаивает из-за дефицита водителей
Профессия водителя грузовика стремительно стареет. Средний возраст водителя грузовика уже вырос с 48 до 54 лет, к 2030 году он достигнет предпенсионной отметки. Какие выходы из положения видны сегодня?... Подробнее
Денис Демидов
Генеральный директор, AvtoGSM.ru
17/10/2024
Греф предложил уменьшить госрегулирование для "Почты России", чтобы она могла конкурировать с маркетплейсами - обсуждение 4
Не просто освободить, но и приватизировать, государственная компания в принципе не может быть успешной на конкурентном рынке.

Грефу ли об этом не знать, он в торговле до сих пор в луже сидит, хоть ресурсов у него более чем дофига... Свернуть
Не просто освободить, но и приватизировать, государственная компания в принципе не может быть успешной на конкурентном рынке. Грефу ли об этом не знать, он в торговле до сих пор в луже с Еще...
Михаил Барабаш
Руководитель проектов, АО ДИКСИ Юг
24/09/2024