подписка
Подписаться
08/06/2022

Массовое банкротство или рост цен? Что автотранспортные компании говорят о кризисе на своем рынке

Массовое банкротство или рост цен? Что автотранспортные компании говорят о кризисе на своем рынке

РБК публикует краткий обзор бед и несчастий, с которыми столкнулись отечественные автоперевозчики. Если кратко: отрасль несет убытки, цены на транспортные услуги сильно упали, в то время как запчасти и другие расходники сильно подорожали (на десятки процентов, кое-что — в даже разы). Одновременно на рынке возник дефицит грузовиков, новые машины нам просто не поставляют. Как, кстати, и фирменные комплектующие для многих марок.

К обвалу цен привел в первую очередь запрет на поездку российских фур в ЕС. Индекс грузоперевозок FTL.РФ, отражающий изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России, снизился с начала марта к 1 июня на 13,2%, до 1141 пункта.

В частности, по данным биржи грузоперевозок ATI.SU, на маршруте Санкт-Петербург — Москва перевозчики используют тариф 33,3 руб. за километр. А это на 34,3% меньше, чем три месяца назад.

Падение ставок почти не оставляет возможностей для развития, заявил РБК Фаиль Шигабутдинов, гендиректор компании GLT (в парке более 1300 фур с полуприцепами). Ситуация грозит снижением рентабельности и, как следствие, убытками и проблемами с обновлением парка, добавляет Владимир Тян, управляющий директор "Совтрансавто" (более 700 машин).

Почему и как упали ставки?

В апреле страны ЕС перестали пускать грузовой автотранспорт из РФ. Система логистики, формировавшаяся десятилетиями, изменилась, поясняет РБК основатель ИТ-платформы Loginet Герман Раскин.

В мае глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что санкции "практически поломали всю логистику в стране", поэтому Москва вынуждена искать новые логистические коридоры.

По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, доставкой грузов в ЕС занимались 3,1 тыс. российских компаний с парком на 45 тыс. автопоездов. Большинство переключилось на рейсы по России, создав дополнительное предложение.

Хозяин онлайн-экспедитора Deliver Данила Рудаков поясняет, что в итоге на рынке образовался избыток транспорта: ранее на 1 млн машин приходилось 300 тыс. ежедневных погрузок, сейчас на 1,1 млн машин — 180 тыс. погрузок.

В итоге начали снижаться тарифы на грузоперевозки, по некоторым направлениям — на 25%, отмечает руководитель направления по работе с перевозчиками компании "Обоз" Валентин Кульев. И он допускает, что цены будут падать дальше, так как баланс спроса и предложения не достигнут, и рынок не достиг дна.

Рудаков из Deliver отмечает, что тарифы падают преимущественно на перевозки из Москвы (на 40–50%). В апреле цена доставкизки 20-тонного рефрижератора из Москвы в Новосибирск снизилась с 200 тыс. до 150 тыс. руб.

А в Екатеринбург и Петербург грузы уезжают из столицы по ставке на 30–40% ниже, чем в 2021-м, добавляет управляющий партнер сервиса GroozGo Игорь Котов. Ставки на рейсы из Северной столицы упали в том числе из-за падения грузооборота балтийских портов РФ (ведь санкции уменьшили его почти вдвое).

Где фур не хватает?

Спад в перевозках более ощутим в западной части России, граничащей с Европой, отмечает Виктор Стройков, начальник отдела транспортной группы "Монополия" (эксплуатирует не менее 1000 фур). В результате наблюдаются высокая конкуренция за груз, а тарифы падают.

Но какие-то ниши на рынке еще есть. Рудаков из Deliver  утверждает, что цена перевозки на ряде межрегиональных маршрутов не изменилась и даже выросла. Но подробностей он журналистам раскрывать не стал.

Представитель крупной транспортной группы Delko (в парке 3600 грузовиков) отмечает, что произошло перераспределение грузопотоков — из Москвы и Петербурга на другие регионы.

Основатель ИТ-платформы Loginet Герман Раскин отмечает, что "по ряду новых коридоров есть дефицит". Так, растет число заявок на перевозку в Россию из Грузии (там рост более чем на 100%) и Казахстана (это направление увеличилось более чем на 76%).

Отдельные транспортные компании, работающие в южной части России и за Уралом говорят о вполне здоровой конкуренции и полноценной загрузке.

С какими еще проблемами столкнулись перевозчики?

Кроме падения ставок компании столкнулись с увеличением себестоимости перевозок. И она продолжает расти, уверена представитель Delko: "В основном из-за роста стоимости запчастей, удорожания страхования и роста инфляции". Недавно курс рубля сильно упал, а поставщики запчастей резко подняли цены, говорит Шигабутдинов.

Рост цен на комплектующие по оценке Фаиля Шигабутдинова, гендиректора крупной транспортной компании GLT, составил 70%. Себестоимость увеличилась в среднем на 5,5 руб. на километр, говорит он.

Другая проблема перевозчиков — поставка новых машин.

"Ожидалось поступление 25 тыс. единиц новой техники на рынок, но сейчас речь идет только о 5 тыс., при том что основной массив грузовой техники в России — возрастной, 20 лет", — говорит представитель Delko.

Есть не менее острые проблемы и с поставкой импортных запчастей для подвижного состава. И даже параллельный импорт не спасет положение дел.

Да, в апреле глава Минпромторга Денис Мантуров утвердил перечень товаров для параллельного импорта. В списке в достаточном объеме представлена продукция компаний Scania и Volvo, которую можно импортировать без разрешения правообладателя, отмечает представитель Delko, но отсутствует продукция Mercedes, MAN, Iveco, DAF, Isuzu и нет ряда изделий для ремонта — к примеру, резинотехнических.

РБК даже направил по этому поводу запрос в пресс-службу Минпромторга.

Чем российские власти помогают транспортному бизнесу?

Председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков Богдан Антоненко считает меры государства по поддержке отрасли беспрецедентными. Среди них следующие:

  • государственные гранты и льготные кредиты;
  • частичная отмена весогабаритного контроля; теперь не надо получать спецразрешения на перевозки, если грузоподъемность транспорта превышена менее чем на 10% от заводских установок (раньше — на 2%), добавляет гендиректор перевозчика "Трафт" Артур Мурадян;
  • отказ от повышения тарифов "Платона".

Однако, учитывая объем санкций против транспорта и сокращение спроса, этого недостаточно, считает Тян.

Дополнительные меры поддержки нужны, соглашается Мария Степанова, официальный представитель Globaltruck (в парке более 1300 тыс. автопоездов).

По их словам, необходимо сдерживать рост цен на топливо, решить вопросы по ускоренному прохождению таможни, помочь в разработке логистических коридоров на востоке и временно снизить тарифы за платный проезд.

Перевозчиков станет меньше?

Эксперты из отрасли, привлеченные РБК, говорят, что ситуация на рынке может привести к сокращению количества мелких транспортных бизнесов (прежде всего ИП и самозанятых). Им, возможно, будет выгоднее поставить свой грузовик на стоянку и пойти наемным работником в крупную компанию.

Мария Степанова из Globaltruck допустила, что с рынка уйдут примерно 10% мелких игроков.

Но Шигабутдинов прогнозирует, что отрасль ждут массовый уход большинства игроков и банкротства. Если ставки продолжат снижаться, есть риск ухода с рынка белых игроков, соглашается Тиняев.

По словам источника РБК, близкого к правительству, там прорабатывается "системное решение" вопроса поддержки отрасли с учетом интересов перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей. Власти также наблюдают за ситуацией, чтобы рынок не ушел в серую зону, добавил он.

Будет ли рост цен на перевозки?

Большинство представителей отрасли рассчитывают, что рано или поздно начнется увеличение тарифов. Иначе ситуация совершенно тупиковая.

Некоторые из опрошенных РБК транспортников исходят из того, что рост ставок начнется с увеличения тарифов на рефрижераторные перевозки: летом клиенты с температурными грузами (например, молочной продукцией) будут готовы к пересмотру ставок. Владельцы рефрижераторов уже столкнулись с ростом расходов для обеспечения качества перевозок. В этом сегменте нормальное состояние техники критически важно, ведь мелкая поломка может привести в негодность весь груз.

Основатель ИТ-платформы Loginet Герман Раскин считает, что говорить о росте тарифов на 20–30% можно будет уже в ближайшее время, когда у импортеров начнут заканчиваться товарные остатки.

А вот Globaltruck рассчитывает на рост тарифов не раньше IV квартала 2022 года.

Впрочем, многие другие транспортные компании настроены гораздо более пессимистично и говорят о перспективах увеличения цены фрахта не ранее 2023 года.

Читайте также по теме на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
08/06/2022
Рынок складской недвижимости: как обстоит ситуация сейчас и чего ожидать в ближайшем будущем. Круглый стол с экспертами
В последнее время рынок складских площадей претерпевает изменения ввиду того, что иностранные компании уходят из России, а некоторые отечественные организации сворачивают свою деятельность.

Что ждет рынок аренды и субаренды складов? Поменяются ли ставки? Компании из каких сегментов рынка будут формировать спрос? Ожидать ли серьезного замедления ввода в эксплуатацию новых складских площадей? Для получения ответов на эти вопросы мы обратились к экспертам.... Подробнее
Андрей А.
Ведущий менеджер по развитию бизнеса, B2B-услуги (Сайт и бэк-офис, мини-компания)
08/06/2022
На Wildberries теперь можно быть не только продавцом, но и перевозчиком. Рассказываем как - обсуждение 2
Наша компания давно на Российском рынке и мы производим с 2009 года усилители интернет сигнала, работаем со всеми крупными интернет площадками, интернет магазинами, 2 года назад зашли на "Валберис" и хоть Маркетплейс не совсем с нашей аудиторией, решили попробовать.

Заказы конечно были, но очень слабо, пока не нарастили рейтинг и достаточное количество отзывов от наших покупателей. Работали примерно год, с 2020-2021, проблем не было все поставки проходили четко и было удобно, что можно было отгружать партии в ближайшие пункты выдачи Валберис.
Позже изменения были не совсем благоприятными, закрыли возможность поставок в пункты выдачи и пришлось возить за МКАД в г. Электросталь, где и началось все это.
Поставки всегда строго делаем через транспортную компанию СДЭК, так чтоб были подтверждающие документы о приемке товара и получении.
Но на этот раз произошла просто Жесть.
Очередная партия просто потерялась и не поступила на склад, в личном кабинете товар не поступал несколько недель, мы писали куда только можно, но поддержки у Валберис просто НЕТ !
Wildberries - не имеет телефонов для связи, имейлов так же нет, есть чат в телеге, а там творится сущий Ад. Сотни поставщиков в минуту пишут, нет не просто пишут умоляют помочь и найти потерянные товары, у многих недостачи, причем огромные, расхождения в поставках, но в чате всем отвечают нехотя, с 2х аккаунтов специально обученные бессердечные Боты-Люди. Мы писали писали, в итоге нам отвечали всякий бред, товар попал в пересорт, вы забыли приклеить штрих код на коробки (хотя мы поставляем им на склад уже год и каждая партия проверяется как по штучно, так на полетах в момент приемки), далее на вопросы где товар и когда вы его найдете последовал "Бан" в их группе в Телеге. Мы писали с 10 телефонов и всех блокировали и блокировали сотни поставщиков.
Терпению пришел конец, по прошествии 3х месяцев ожидания, мы понимаем что ждать бесполезно и что нужно действовать, создаем группу в Телеге ( !ПОДАЕМ В СУД НА ВАЛБЕРИС! ссылка будет в конце материала.

Wildberries - зашевелился, так как мы предупредили не раз что если товар не будет найден или не будет возврат денег за потерянную партию на 500 000, мы начнем активно публиковать посты везде где только можно, и вот вышел на связь некий представитель Валберис и сказал нашли вашу партию, и скоро ее вернем и вы увидите ее в Лк. Далее ожидаем еще месяц, но результатов 0.
В нами созданную группу по борьбе с Маркетплейса, вступает 100 людей, мы даем бесплатно консультации как мы начали борьбу и как спустя год выиграли Суд.
Начались поиски достойных Юристов и адвокатов, мы консультировались, не с одним десятком юридических и Адвокатских контор, все в один голос, приезжайте, платная консультация, договор и никаких гарантий, стандартно, несите ваши деньги нам плевать на ваши проблемы !

Но Мир не без добрых людей и спустя еще месяц, нашли не побоюсь этого выражения Честного и что самое главное профессионального Юриста, пригласили его в чат, помогает всем, отвечает на вопросы и не навязывает свои услуги. Все рассказал грамотно и разъяснил как нужно действовать и с чего начать. Мы приняли решение что нам писать и всем этим заниматься некогда и пускай занимается профессионал.

Александр (Юрист) собрал все документы и все подготовил, от до судебной претензии до всех документов по последней поставке и всем предыдущим. Процесс запустился, но спустя длительное время, наступила дата первого слушания Суда, что вы думаете ? Отказ, якобы нехватка доказательств ))) Документ подтверждающий, то что партия была передана в СДЕК, документ о том что Валберис принял товар, переписка в чате телеграмм с их представителями о том, что якобы товар нашли, этого оказалось мало !

Мы не сдаемся и принимаем решение, что идем до конца, юрист готовит новый иск и подает еще раз, снова ждем и месяцы летят, хоть сумма не маленькая и уже обновился модельный ряд наших усилителей и те, что были потеряны уже сняты с производства, мы просто ждем.

Наступил час расплаты - Выходит на связь некий представитель Валберис и за ним и адвокат или юрист, сообщают что наш товар по ошибке был отправлен непонятно кому и как так вышло они не знают, предложение пойти на мировую с компенсацией. Мы отвечаем НЕТ.

Проходит еще 3-4 месяца и вот чудо СУД удовлетворяет наш иск, да не просто компенсацию товара по старым ценам, а по новым которые выросли за 1.5 года, компенсацию всех судебных издержек и пошлин и всех потраченных денег на услуги юриста.

Итог, сейчас уже ждем исполнительный лист и полную выплату. Совет всем кому ситуация знакома и ваши товары пропали и не важно на 10 000 или на 1000 000, не ждите, не повторяйте наших ошибок, срочно действуйте, ведь тут на то и расчет, что все молчат, надеясь что все найдется и вернется.
Действуйте быстро и решительно, нанимайте юриста или если позволяет время и опыт действуйте сами.
Главное это решительность и желание отстаивать свои права, не давая шансов попросту издеваться над вами !

P.S в интернета можно найти очень много статей на тему как Валберис принуждал поставщиков снижать цены на товары на 25%, как без предупреждения они распродавали товары за пол цены и все это оставалось безнаказанно, но уже все больше и больше людей выигрывает суды.




Свернуть
Наша компания давно на Российском рынке и мы производим с 2009 года усилители интернет сигнала, работаем со всеми крупными интернет площадками, интернет магазинами, 2 года назад зашли на Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Модератор Oborot.ru
Модератор, Oborot.ru
07/06/2022
Проблемы доставки СДЭК 2
СДЭК обсуждаем здесь https://oborot.ru/forum/otzyvy-o-rabote-kompanii-sdek-i27459-602.html#p258219
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
06/06/2022
Белые ночи: Яндекс Еда будет круглосуточно доставлять в Северной столице
Пока что заказать еду в любое время дня и ночи можно лишь в нескольких районах Санкт-Петербурга... Подробнее
06/06/2022
AliExpress Россия отменил субсидию, поменял цены на логистику и запустил легкий возврат. Что еще изменится для селлеров?
Площадка сокращает размер субсидий и повышает тарифы на доставку для локальных продавцов. При этом заверяет продавцов, что повышение коснется только логистики, комиссия с продаж не изменится... Подробнее