Delivery Club отсудил у Роспотребнадзора 10 тысяч рублей. Почему это очень важно для всего рынка?
Арбитражный суд Москвы встал на сторону Delivery Club в его споре с Роспотребнадзором о законности сервисного сбора.
Агрегатор доставки еды оспаривал решение чиновников о взыскании штрафа за взимание этого платежа с потребителя при каждом заказе. Но в первую очередь он конечно же боролся за само право вводить сервисный сбор. Это приятно стабильная часть дохода Delivery Club, которая взимается с каждого заказа.
Напомним, что в декабре 2021 года Роспотребнадзор оштрафовал Delivery Club на 10 тыс. рублей за взимание сервисного сбора с конкретного покупателя. Ведомство посчитало, что новые условия в договоре ущемляют права потребителя, так как ему нельзя навязывать дополнительные платные работы и услуги. У пользователя не было возможности отказаться от сервисного сбора – только вместе с отказом от заказа вообще. И наоборот, сделать заказ можно было только с условием оплаты сервисного сбора.
Delivery Club после этого штрафа обратился в арбитражный суд с требованием отменить решение Роспотребнадзора.
В своих пояснениях суду ООО "Деливери Клаб" указало, что сервисный сбор является не дополнительной услугой, а платой за использование результата интеллектуальной деятельности, что прямо предусмотрено законом (п. 5 ст. 1235 ГК РФ). Под этим результатом подразумевалось приложение и сайт, на развитие которых и идет этот сбор.
При этом как сервис Delivery Club, так и сервисный сбор, взимаемый за его использование, не нарушают принципа автономии воли потребителя, не вводят его в заблуждение, утверждали в компании. Поскольку этот сбор пользователь видит в общем итоге до того, как ему нужно будет оплатить заказ.
5 марта арбитражный суд рассмотрел дело в упрощенном порядке и отказал в удовлетворении иска, согласившись с доводами Роспотребнадзора. Тогда суд решил, что сервисный сбор — это безальтернативный дополнительный платеж, который ущемляет права потребителей и образует событие административного правонарушения. То есть штраф наложен верно, а Delivery Club должен отменить сервисный сбор.
Но в борьбе за свои деньги сервис решил идти дальше и подал апелляцию. Ведь штраф был наложен из-за сервисного сбора в 1 рубль, такого размера сбора у сервиса уже нет, покупатели обычно вынуждены заплатить минимум 29 руб.
Тогда пресс-служба компании заявила, что сервисный сбор — общепринятая мировая практика не только для служб доставки еды, но и для такси, туристических сервисов и ecommerce-компаний из других сегментов. Он не является дополнительной услугой, а платой за функционал приложения, который имеет самостоятельную ценность и является результатом работы IT-команды сервиса.
В мае апелляционная инстанция подтвердила решение арбитражного суда, оставив его без изменений. Сервис подал кассационную жалобу уже на это решение.
И вот тут в сентябре арбитражный суд Московского округа отменил предыдущие решения арбитражных судов, посчитав, что они недостаточно глубоко изучили, чем, собственно, занимается сервис Delivery Club и из чего складывается счет, который выставляют покупателю, а также вообще слабо прислушались к доводам истца. Дело было отправлено на новое рассмотрение.
И вот на днях суд под председательством той же самой судьи Кукиной С.М., которая рассматривала дело в самый первый раз, в марте, и тоже в упрощенном порядке, вынес прямо противоположное решение. Он постановил полностью отменить как наложенный Роспотребнадзором штраф, так и требование убрать сервисный сбор из пользовательского соглашения Delivery Club.
Пока опубликована только резолютивная часть решения, поэтому непонятно, какими доводами суд руководствовался на этот раз.
Но пока Delivery Club может вздохнуть спокойно. Если только Роспотребнадзор не решит подать апелляцию, на которую также имеет право.
Все понимают, что это принципиально важный вопрос для всей отрасли доставки еды. На увеличение цен покупатель реагирует сейчас негативно. И с платной доставкой есть вопросы во многих случаях.
Читайте на нашем сайте предысторию этой ситуации:
- Суд опять решил, что сервисный сбор Delivery Club – это незаконное навязывание услуг. Но агрегатор не сдается!
- Роспотребнадзор оштрафовал Delivery Club на 10 тыс. рублей за незаконный сервисный сбор. Кто на очереди?
- Delivery Club начал взимать с пользователей сервисный сбор
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Все вместе дружно гадят российскому малому бизнесу. Свернуть