подписка
Подписаться
06/06/2022

Суд опять решил, что сервисный сбор Delivery Club - это незаконное навязывание услуг. Но агрегатор не сдается!

Арбитражный суд Москвы подтвердил решение Роспотребнадзора о том, что сервисный сбор с пользователей Delivery Club является незаконным навязыванием дополнительных услуг. Сервис доставки заявлял, что это общепринятая практика и не хотел отказываться от денежного сбора с пользователей.

В декабре 2021 года Роспотребнадзор оштрафовал Delivery Club на 10 тыс. рублей за взимание сервисного сбора с покупателя. Тогда в ведомство обратился некий активист и предъявил чек заказа в "Донер Дом" (Шаурма с курицей в тандырном лаваше – 5 шт. на общую сумму 830 руб, в том числе с покупателя была взыскана сумма в размере 14 руб – сервисный сбор). Также прикладывались чеки двух заказов, где сервисный сбор составлял по 1 рублю.

Ведомство посчитало, что новые условия в договоре ущемляют права потребителя, так как ему нельзя навязывать дополнительные платные работы и услуги. У пользователя не было возможности отказаться от сервисного сбора – только вместе с отказом от заказа вообще. И наоборот, сделать заказ можно было только с условием оплаты сервисного сбора.

Delivery Club после этого штрафа обратился в арбитражный суд с требованием отменить решение Роспотребнадзора.

Компанию смутил не столько штраф, размер которого для масштабов сервиса мизерен, сколько требование устранить причину административного правонарушения – сам сервисный сбор. Учитывая количество заказов в сервисе, сбор с каждого хотя бы по рублю уже является немалой суммой. А в последнее время "такса" сборов установлена в размере 29 рублей.

В своих пояснениях суду  ООО "Деливери Клаб" указал, что сервисный сбор является не дополнительной услугой, а платой за использование результата интеллектуальной деятельности, что прямо предусмотрено законом (п. 5 ст. 1235 ГК РФ). Под этим результатом подразумевалось приложение и сайт, на развитие которых и идет этот сбор.

При этом как сервис Delivery Club, так и сервисный сбор, взимаемый за его использование, не нарушают принципа автономии воли потребителя, не вводят его в заблуждение, утверждали в компании. Поскольку "вся информация, касающаяся платного использования сервиса в явственной форме доводится до сведений пользователей как до начала использования сервиса путем ознакомления с Пользовательским соглашением, так и в процессе формирования заказов".

Ведь действительно, этот сбор пользователь видит в общем итоге до того, как ему нужно будет оплатить заказ.

5 марта арбитражный суд рассмотрел дело в упрощенном порядке и отказал в удовлетворении иска, согласившись с доводами Роспотребнадзора. Сервис не сдался и обжаловал и это решение. Теперь суд следующей инстанции подтвердил правильность решения регулятора.

Но Delivery Club не намерен останавливаться и, возможно, дойдет до Верховного суда. По заявлению пресс-службы компании, сервисный сбор — общепринятая мировая практика не только для служб доставки еды, но и для такси, туристических сервисов и ecommerce-компаний из других сегментов. Он не является дополнительной услугой, а платой за функционал приложения, который имеет самостоятельную ценность и является результатом работы IT-команды сервиса.

В Delivery Club сервисный сбор ввели еще 12 мая. Его размер также колеблется в зависимости от разных факторов, на данный момент в общем составляя 29 рублей.

В октябре прошлого года сервисный сбор начала использовать и Яндекс.Еда. Там тоже считают, что это нормальная общепринятая во всем мире практика. Пока нет информации о претензиях по поводу сервисного сбора со стороны Роспотребнадзора к  Яндекс.Еде.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
06/06/2022
Wildberries обвинили в незаконной продаже рецептурных лекарств
С жалобой в прокуратуру обратился лидер общественной организации. Он обвинил маркетплейс в нарушении сразу нескольких законов. Компания пока никак не комментировала обвинения. Зато с карточкой товара случилось странное... Подробнее
Гияс Х.
Зам. Дир., Торговля (Красота и здоровье, среднего размера компания)
03/06/2022
Платный возврат на Wildberries: с кого берут 100 рублей за каждый товар и что об этом думают продавцы? - обсуждение 10
Поддерживаю плату за возврат. На Озоне, например, частые возвраты из-за того, что клиенты не забирают заказ с ПВЗ, селлеры из-за этого несут дополнительные издержки. Нужно бороться с безответственными покупателями. Из-за возросшего количества возвратов на Озоне многие селлеры, которых я знаю, ставят на Озоне цену выше чем на Вайлдберриз чтоб компенсировать издержки на возвраты. Получается, что порядочные покупателя вынуждены переплачивать из-за безответственных. , Надеюсь, что другие маркет-плейсы последуют примеру Вайлдберриз. Свернуть
Поддерживаю плату за возврат. На Озоне, например, частые возвраты из-за того, что клиенты не забирают заказ с ПВЗ, селлеры из-за этого несут дополнительные издержки. Нужно бороться с безо Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
03/06/2022
Amazon следит за сотрудниками склада каждую секунду и может перепроверить, действительно ли они ходили в туалет
Впрочем, за походы в туалет сверх норматива тоже запугивают и увольняют. СМИ узнали о том, как гигант электронной коммерции непрерывно следит за работниками на складе... Подробнее
02/06/2022
Дефолта не будет! О чем Ozon договорился с держателями своих облигаций
Владельцы ценных бумаг заявили, что не станут принудительно взыскивать средства с Ozon Holdings и его дочерних компаний в России. Документы подписали 35,9% держателей облигаций... Подробнее
Иван Данилов
Руководитель отдела продаж, Just Communication
12/04/2022
ФАС против ограничения количества такси в регионах. Что еще не понравилось ведомству в законопроекте? - обсуждение 2
Если речь идёт об обычном такси, то не понятно как они конкурируют с общественным транспортом, если стоимость поездки на такси как правило превышает в разы стоимость поездки на ОТ.
Если же речь именно про маршрутные такси, то тут конечно есть смысл рассмотреть, так как автопарки "маршруток" в критичном состоянии, их практически никто не контролирует, техническое состояние ужасное, а водители не проходят мед. освидетельствование и нарушают ПДД. Свернуть
Если речь идёт об обычном такси, то не понятно как они конкурируют с общественным транспортом, если стоимость поездки на такси как правило превышает в разы стоимость поездки на ОТ. Если ж Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы