Агрегаторы скоро начнут отвечать за товары
В Государственную думу внесен законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов перед потребителями за ложную информацию о товарах или услугах. Как сообщает "КоммерсантЪ", в нем говорится, что агрегатор может не возмещать покупателям убытки, если он не изменял данные о товаре или услуге, представленные продавцом.
В частности, предлагается внести изменения в закон "О защите прав потребителей". Нововведения направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании при реализации товаров и услуг в Интернете. В проекте закона также уточняется, что понятие "агрегатор" исключает "осуществление деятельности, связанной с распространением рекламной и иной справочной информации о товаре (услуге)".
В начале февраля эксперты, входящие в состав специального Совета при правительстве РФ, предлагали снять с рассмотрения законопроект о регулировании деятельности товарных агрегаторов. Они настаивали на том, что текущая версия законопроекта направлена на регулирование действия только агрегаторов товаров, но при этом никак не структурирует деятельность агрегаторов в сфере услуг.
Сам законопроект, регулирующий деятельность агрегаторов, был внесен на обсуждение Роспотребнадзором в июне 2015 года и был принят Госдумой в первом чтении в июне 2017 года с условием, что на момент второго чтения к нему будут подготовлены соответствующие поправки.
На данный момент поправки все еще интенсивно обсуждаются. Наиболее спорный аспект законопроекта – финансовая ответственность агрегатора за предоставление неполной или недостоверной информации о товаре, в результате чего покупатель понес финансовые потери.
Более того, в принятом законопроекте агрегаторные площадки, которые являются только информационными посредниками, обязали компенсировать покупателям стоимость недоставленных или бракованных товаров, то есть фактически нести полную ответственность за выполнение договора между продавцом и покупателем.
Особенное внимание вызывает последний пункт законопроекта, согласно которому у покупателя появляется возможность на законных основаниях получить компенсацию дважды: и от поставщика товара, и от агрегаторной площадки.
Законопроект, регулирующий деятельность товарных агрегаторов (на данный момент в законодательстве даже не прописано само это понятие), появился еще в 2016 году. Он фактически уравнял продавца и агрегатор в ответственности перед потребителями в случае возникновения претензий.
Среди участников рынка интернет-торговли законопроект вызвал неоднозначнукю реакцию – от одобрения до резкого неприятия. В результате совместной работы в документ был внесен ряд поправок, инициированных Роспотребнадзором, Российской ассоциацией электронных коммуникаций и компаниями-участниками рынка. Например, было решено ограничить возмещение ущерба покупателю только возвратом комиссии, взимаемой агрегаторами.
Первые поправки к документу Роспотребнадзор предложил еще в июне 2015 года. С тех пор документ претерпел несколько изменений (обсуждалось уже 5 версий поправок).
Читайте также: Что делать, если у товара обнаружен недостаток. Споры покупателя с продавцом
Реальные случаи, которые хотелось бы прокомментировать с точки зрения законодательства или опыта:
1. Покупатель вернул товар на а\я продавца с наложенным платежем. ИМ получает товар и возвращает за вычетом наложки. Покупатель требует вернуть всё.
2. Интернет-магазин не согласен с покупателем по несоответствию товара (покупатель видит другой цвет на фото в ИМ, чем на пришедшем товаре). Кто должен оплачивать возврат?
3. Покупатель не согласен с Актом проверки товара на наличие недостатков (недостатков не найдено), сделанной ИМ и требует организовать независимую экспертизу за счет ИМ. Может ли магазин отказаться? Свернуть