"Закон об агрегаторах" позволит потребителю дважды получить деньги при возврате товара?
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки, разработанные Роспотребнадзором, в закон "О защите прав потребителей", которые будут регулировать работу "агрегаторов товаров и услуг". Законопроект обяжет маркетплейсы предоставлять клиенту полную информацию о продавце и товаре.
"Имеется достаточно оснований считать, что "товарные агрегаторы", размещающие недостоверные сведения о реализации товаров (услуг), имеют непосредственное отношение к вытекающим нарушениям прав потребителей и обязаны в связи с этим принимать меры по устранению причин (условий), способствовавших их совершению", – отмечается в сопроводительной записке к законопроекту.
Формулировки в документе до сих пор очень неоднозначны. Они позволяют применить те же нормы не только к товарным агрегаторам, но и к сервисам по заказу такси, гостиниц и других услуг (строительных, ремонтных, швейных и т.д. ).
"В законе объединены товары и услуги. При том, что они похоже выглядят для покупателя, с юридической точки зрения, и особенно в плане бизнес-процессов они радикально отличаются. Для примера, под действие законав том виде, как сейчас, подпадёт оплата парковок в Москве. А значит, надо либо убрать услуги из текста, либо, если ну очень хочется – составить другой текст в другой логике", – поясняет руководитель кластера ecommerce в РАЭК Иван Кургузов. Еще одна проблема законопроекта, по его словам, – то, что процедура возврата и обмена товара скопирована с аналогичной процедуры при покупке в интернет-магазине. "В результате, потребитель может, во-первых, получить компенсацию дважды (с продавца и с агрегатора), и, во-вторых, обязанность доказывать, что услуга была оказана, а товар продан, лежит на агрегаторе, что нелогично", – отмечает Кургузов.
Первые поправки к закону Роспотребнадзор предложил еще в июне 2015 года. С тех пор документ претерпел несколько изменений. Обсуждалось уже 5 версий поправок. Текущая версия – все еще спорная. Игроки рынка рассчитывают отстоять все-таки свою точку зрения и смягчить требования, которые хотят установить в Роспотребнадозре.
Второе и третье чтения законопроекта могут состояться в осеннюю сессию, так как проект все-таки планируют доработать. Сам закон вступит в силу только через полгода после подписания президентом. В правительстве считают, что этого срока будет достаточно для того, чтобы ecommerce смогла адаптироваться к новым условиям.