подписка
Подписаться
17/06/2015

Роспотребнадзор хочет блокировать интернет-магазины

В правительство РФ направлено предложение блокировать сайты недобросовестных интернет-магазинов и маркетплейсов, по аналогии с приостановкой деятельности традиционных магазинов.

По словам источника агентства "Интерфакс", знакомого с этой инициативой, Роспотребнадзор обеспокоен тем, что интернет-магазины не попадают под действие закона "О защите прав потребителей", и  работа маркетплейсов,  когда продавцы и получатели денег – это разные организации, совершенно не урегулирована.

Предлагается добавить в существующий закон поправки, которые более емко определят понятие поставщика как организации или ИП, которые имеют сайт, где представляют свой товар или товар партнера, куда потребители смогут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи. Поставщики будут обязаны указать полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки.

Проверять сайты поставщиков на соответствие требованиям закона будет Роспотребнадзор. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени. Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минюстом и Минфином подготовить проект поправок и внести законопроект до 1 сентября.

Мы спросили несколько игроков рынка и юристов, что они думают по поводу нововведения:

Ася Мелкумова, Яндекс:

Не совсем понятно, каким образом планируется регулировать деятельность товарных агрегаторов указанным законом, учитывая, что в работе агрегаторов преимущественно используется рекламная модель. Деятельность товарных агрегаторов в указанных случаях уже регулируется законом "О рекламе". "Яндекс.Маркет" предоставляет пользователям возможность получить всю предусмотренную законодательством о рекламе информацию о товаре и продавце, а именно – информация о лице, являющемся продавцом товара, его ОГРН и адрес местонахождения.

Яндекс.Маркет стремится предоставить пользователям обширную базу товаров, которые они могут подобрать и приобрести в магазинах, а не у агрегатора. Агрегатор не обладает указанным товаром, не держит его в руках, не осуществляет его продажу потребителю, и, соответственно, ряд информации о товаре нам просто недоступен.

Карина Грошева, eBay

eBay уделяет первостепенное значение  вопросам защиты прав покупателя.  Лучшим тому подтверждением является программа Защиты Покупателя, которая гарантирует вовзрат денег в случае, если товар не соответствует  описанию. Помимо этого на ebay существуют четкие правила, нарушение или невыполнение которых со стороны продавца, может привести к его полному удалению с площадки.

В России eBay также поддерживает все инициативы, направленные на защиту прав покупателя. Так, например, в декабре 2014 года компания eBay поддержала инициативу по созданию Независимого обьединения товарных агрегаторов (НОТА) для борьбы с продажей контрафактной продукции.

Денис Косенков, Wikimart

Проблема непрозрачности рынка интернет-торговли действительно существует и обсуждается давно. Однако блокировка интернет-магазинов ее не решит. Подобная логика равнозначна наделению Роспотребнадзора полномочием закрывать стационарные магазины за продажу товара с заводским дефектом. В данном случае государство получает инструмент, позволяющий регулировать конкуренцию на рынке путем блокировки сайтов за формальные нарушения. Чтобы данная инициатива не сказалась негативно на экономике и не увела онлайн-торговлю окончательно в тень, государству необходимо предварительно обсудить ее с участниками рынка. Действующий Закон о защите прав потребителей в текущей редакции предоставляет вполне адекватную защиту потребителям при продаже товаров (работ, услуг).

В целом, рынку сегодня нужны прозрачные правила для всех игроков, которые позволят правообладателям осуществлять эффективную борьбу с контрафактными товарами, а не угроза закрытия интернет-магазинов в связи с отсутствием на сайте части информации о товаре.

Наталия Коновалова, Price.ru:

Пока не особо понятен алгоритм блокировок, хотелось бы дождаться подробностей. На данный момент мы работаем полностью в правовом поле, ведь деятельность товарных агрегаторов регламентирует закон "О рекламе".

Как все знают, в ноябре была уже создана НОТА – независимое объединение товарных агрегаторов, которая работает и отвечает запросу о предотвращении контрафактной торговли. Мы возлагаем надежду на то, что эта организация поможет очистить рынок от торговцев подделками. Для совместной работы по-прежнему предлагаем присоединиться к Ноте производителей. Мы открыты к диалогу с государственными органами и готовы участвовать в разработке нужных рынку инициатив.

Катерина Белоусова, Enter Связной:

Enter всегда выступал за "обеление" отрасли. Поэтому мы воспринимаем внимание госорганов к рынку онлайн-торговли и инициативу Роспотребнадзора как положительный знак. Только чистый рынок может стать основой для добросовестной конкуренции. Кроме того, очистка Рунета от недобросовестных онлайн-магазинов будет гарантировать потребителям безопасность покупки. Это увеличит доверие покупателей к покупкам по сети и привлечет еще больше клиентов честным игрокам.

Евгений Иванов, портал Tiu.ru:

Сейчас уже есть целый ряд аналогичных законов, всё уже зарегламентировано. Продажа товара со свойствами, отличными от заявленных на сайте? Работа в черную? Работа без юрлица? – за всё это уже есть ответственность.

Совершенно очевидно, что инициатива направлена в первую очередь против Яндекс.Маркета, который портит бизнес крупным ритейлерам. Лучше бы сразу написали: "продавать товары по ценам ниже, чем у нас, нельзя". Мы рассматриваем данную инициативу скорее как усложнение в работе, чем попытку улучшить качество интернета.

Наш проект deal.by в Белоруссии уже прошел аналогичные "усовершенствования". Для нас это никаких затруднений не вызвало, скорее сильно затруднило работу мелким, но добросовестным продавцам.

Людмила Харитонова, юридическая компания "Зарцын & партнеры":

На самом деле ИМ попадают под закон о защите прав потребителей. И все требования к информации, которая может или не может размещаться на сайтах магазинов, прописаны в положении о дистанционной торговле (включая данные о продавце). Применительно к агрегаторам и маркетплейсам нужно вводить в законодательство отдельный субъект, так как они в чистом виде не являются продавцами продукции, а кроме того указывать требования к их деятельности.

Екатерина Баглаева, коллегия адвокатов "Юков и партнеры":

Интернет-магазины подпадают под действие закона о защите прав потребителей, поскольку лица, реализующие товары физическим лицам для их личных нужд, в том числе дистанционно посредством использования сети Интернет, являются "продавцом" в контексте закона о защите прав потребителей и соответственно обязаны следовать его нормам.

А вот агрегаторы типа "Яндекс.Маркет", eBay, AliExpress сами по себе не являются такими лицами-"продавцами", они по большому счету представляют место, где продавец может разместить информацию о своем товаре и продать его. Таким образом, я не вижу оснований распространять на них действие закона о защите прав потребителей. Кроме того, на некоторых из таких сайтов продавцами являются физические лица, что само по себе исключает применение этого закона.

А вот по закону о рекламе такие агрегаторы могут нести ответственность, в том числе отвечать за достоверность размещенной о товаре информации, но это уже совсем другие правоотношения.

Иван Кургузов, кластер РАЭК/e-commerce

Ситуации, когда человек пользуется каким-то информационным/рекламным посредником для подбора нужного товара, случаются не только в онлайне. По ящикам раскладывают рекламные листки, в магазинах вам дадут брошюру партнёрских магазинов. Есть газеты бесплатных объявлений, среди которых заметная часть "товарные". И, казалось бы, тот, кто передал информацию/рекламу не может отвечать за саму продажу.
Однако бывают ситуации, когда третье лицо от лица продавца заключает сделку. Например, в офлайне это турагентства, или агентства по недвижимости. И вот в этом случае агент продавца уже несёт ответственность за совершение сделки.

По моему мнению, разумной мерой является трансляция именно этого правила. Если только лишь передаётся информация, то это один случай. А если заключается сделка, то агент несёт ответственность. Или же в процессе совершения сделки посредник постепенно передаёт ответственность продавцу (или, например, в логистическую компанию) по предварительной договоренности с покупателем.

Прокомментировать
Читайте также
Masterlight
25/06/2015
ИП реформируют? 2
Это все пока на уровне слухов и проектов. Реально законодатель заморочен учесть всех самозянятых, к выборам нужно показать как бы рост предпринимательской активности населения...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
17/06/2015
"ТБН Логистик" поделился опытом простого импорта
Знания специалистов "ТБН Логистик" стали основой цикла вебинаров... Подробнее
15/06/2015
Доставку дронами "впишут" в российские законы?
Госдума обсуждает поправки к Воздушному кодексу, прописывающие правила регистрации и пользования для беспилотников... Подробнее
22/05/2014
Россияне смогут легально продавать через eBay уже с сентября
Крупнейший интернет-аукцион eBay в полной мере откроется для российских продавцов с сентября 2014 года. Отныне продавать через eBay легально смогут юрлица - ИП и другие организационные формы... Подробнее
Павел Шинкаренко, Генеральный директор ООО Сенешаль
22/09/2010
Защита интернет-магазина от "недобросовестного" потребителя
Мы остановимся на таких основных моментах, как рассмотрение статистики судебных споров по данному виду, определим структуру применимого права в дистанционных продажах, отметим основные поводы для злоупотребления правами потребителя и наметим формы противодействия злоупотребления правом на получение информации, правом на возврат товара надлежащего или ненадлежащего качества, поговорим об особенностях внесения в договор условий, которые, по мнению потребителей могут ограничивать их права, определим те критерии для этих условий... Подробнее