3% или 9%? Эксперты и участники рынка выясняют, какая часть потребительских расходов уже приходится на экосистемы
"Сеть партнерства", оперирующая подпиской "Огонь", представила "Индекс экосистем" России в нынешнем году.
Согласно данным компании, российские домохозяйства потратили в первом квартале 2021 года 11,27% именно на услуги экосистемных сервисов. При этом не учитывались такие расходы, кок оплата ЖКХ, покупка мебели, траты на табачные изделия и т.д. Если же учитывать общий объем трат, включая и рынки, на которых экосистемы не работают, то их доля в расходах домохозяйств составила 9,2%.
Для сравнения: три года назад, в 2018, показатель составлял лишь 5%. Исследователи полагают, что такой рост обусловлен консолидацией активов крупных компанией, в частности Сбера и Mail.ru Group. Оценивались же следующие компании, признанные экосистемами: Mail.ru Group, "Яндекс", Сбер, МТС, Ozon, "Тинькофф" и Wildberries.
В основу расчета легли данные Росстата по объему и структуре расходов домохозяйств, а также отчетность самих экосистем по МСФО. Примером может служить такой прием: взяв из отчетности "Яндекса" данные по обороту дивизиона Ride-tech (такси, каршеринг, доставка), исследователи разделили их на данные Росстата по общим расходам домохозяйств и таким образом получили глубину проникновения "Яндекса" в этой категории.
В самих экосистемах к индексу всерьез не отнеслись. В "Яндексе" объяснили, что в отчете содержатся консолидированные данные по направлению в целом, которые включают в себя оборот во всех странах присутствия. Что, разумеется, несравнимо с показателями российских домохозяйств.
В основном же, по мнению игроков рынка, показатели индекса слишком завышены. "Если сложить GMV (валовая стоимость всех товаров, проданных на платформе) всех названных экосистем за 2020 год, получится 1,4 трлн руб., а совокупные расходы россиян в том же году составили 48 трлн руб., то есть доля экосистем — только 3%", — отмечает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
"Доля экосистем в России пока ниже, чем в развитых странах, а существенным барьером для роста их выручки остается то, что человек зачастую пользуется только одним сервисом из всех, например, только доставкой", — соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
В Jason & Partners Consulting проникновение экосистем в 2020 году оценивают в 11%. Правда, там рассматривали несколько иной список компаний. Кстати, ЦБ тоже выделяет как экосистемы другой перечень игроков. В целом, эксперты рынка соглашаются, что вовлеченность населения будет расти.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
2. Обращусь к юристам и предложу коллегам подать коллективный иск, поскольку такие изменения противоречат оферте и ГК
Свернуть