Do not Enter
1В начале сентября прекратил работу сайт Enter.ru – все, что осталось от амбициозного проекта, включавшего в себя обширную сеть из десятков магазинов, складов, в котором были заняты сотни людей. Какой путь прошла компания за шесть лет существования? Какие выводы можно сделать, проследив его?
За появлением на свет ритейлера Enter"в 2011 году пристально наблюдали как СМИ, так и возможные конкуренты. Потому что родился он в очень известной семье – группе компаний "Связной", которую создал известный бизнесмен Максим Ноготков. Появление на свет Enter анонсировалось громко: Ноготков создает российский аналог "Amazon"!
Как потом рассказывал директор департамента стратегического планирования Enter Евгений Прохоров, рождению предшествовал долгий период планирования – несколько месяцев в ГК "Связной" изучали существующие ниши, присутствие в городах федеральных сетей, распределение их по категориям товаров. И, наконец, на свет появился мультиканальный ритейлер с универсальным ассортиментом.
Продажи велись через интернет, обычную розницу, инновационные терминалы, каталоги и по телефону, через колл-центры. В компании существовала собственная сервисная служба "F1", которая осуществляла доставку, сборку/установку и настройку товаров. Вне городов присутствия были задействованы ТК.
Ожидалось, что конкурентными преимуществами Enter станут хороший сервис и достаточно новая на тот момент для России модель бизнеса — присутствие одновременно в разных каналах продаж. Руководство ритейлера заявляло, что не верит ни в онлайн, ни в офлайн, будущее – за комбинированными решениями.
С момента старта ассортимент магазина состоял из 24 тыс. наименований — от ювелирных украшений и автошампуней до дрелей и мебели. Он пополнялся примерно на 100 товарных позиций в неделю, их число планировалось довести до 50 тысяч. Анонсировалось, что в Enter будет продаваться все, кроме книг, автомобилей, косметики и парфюмерии. А к 2015 году компания рассчитывала создать крупнейший в стране универсальный непродуктовый магазин с оборотом $7 млрд.
По итогам 2011 года Enter, всего через полгода после запуска, занял 40 место в рейтинге российских интернет-магазинов по версии журнала "Коммерсантъ".
В 2012 году руководство ритейлера сообщало, что сайт Enter посещают ежемесячно более 1,1 млн уникальных пользователей, около четверти миллиона человек приходят в офлайн-магазины, колл-центр принимает около 900 входящих звонков, а конверсия по всем каналам составляет более 3%.
Руководство внедряло среди сотрудников корпоративную культуру по известному примеру компании Zappos. Недаром каждому новичку дарили книгу Тони Шея, основателя Zappos, "Доставляя счастье". В компании были отделы под реальными названиями "департамент клиентского счастья" и "департамент управления счастьем сотрудников". В Enter существовала программа "Путь силы", где люди, отработавшие более 6 месяцев в компании, получали звание "джедая" и золотые значки. У каждого "джедая" было 5-7 "падаванов" — сотрудников, которые только пришли.
В 2012 году у Enter было 22 офлайн-магазина в ЦФО, являвшихся одновременно точками самовывоза для онлайн-заказов. Открывались магазины площадью от 150 до 400 кв. м: половину площади занимал торговый зал, половину – склад, где всегда имелось 30-40% ассортимента, самые ходовые позиции. Также у компании было 10 парк-сервисов, региональных центров распределения и доставки, в которых базировалась и сервисная служба F1.
К январю 2013 года было открыто уже 67 магазинов в Центральном федеральном округе, из них 5 магазинов в формате Pick Up Point (пункт выдачи и заказа товара). Выручка Enter выросла в 2013 году почти на 140%, превысив 7,3 млрд руб. Но компания так и не стала прибыльной, хотя к этому времени по бизнес-плану уже должна была выйти в плюс: владельцы по-прежнему были вынуждены ежемесячно вкладывать в этот проект по 300 млн руб. В 2013 году в Enter начались сокращения, а Ноготков начал искать соинвестора. Банки давали ему кредиты очень легко – под историю успеха "Связного" и просто как известной личности.
Стартапы Ноготкова требовали все новых и новых ресурсов: тогда в ГК "Связной" входили следующие активы, кроме прибыльных салонов связи: интернет-магазин Svyaznoy.ru, "Связной трэвел", "Связной банк", сеть ювелирных салонов Pandora и наконец "Enter". Кроме того под управлением Svyaznoy N.V. находились "Связной страхование", "Связной Логистика", "Связной Загрузка", "С-Клуб" и другие компании. К концу 2013 года предприниматель оказался "закредитован" более чем на миллиард долларов, хотя сам Ноготков напрочь отрицал такой огромный долг. Тогда же начались проблемы с его самым любимым детищем – банком "Связной". Весной 2014 года кредитов добавилось, по многим из них действовали личные поручительства Ноготкова.
Когда деньги стали заканчиваться, а кредиторам нужно было возвращать долги, Ноготков решил продать часть бизнеса. С середины 2013 года он провел переговоры со всеми, для кого его активы могли представлять интерес, в том числе с Леонардом Блаватником, группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, АФК "Система" Владимира Евтушенкова, чьей дочерней компанией является МТС, и другими.
Ближе всех к сделке Ноготков подошел с ОНЭКСИМом, но сделка не была заключена. Однако предприниматель успел взять у несостоявшегося партнера кредит на 6 млрд руб. под залог контрольного пакета акций Trellas Enterprises Limited, через которую осуществлялось управление ГК "Связной". Ноготков был уверен, что рассчитается с ОНЭКСИМом, продав бизнес МТС. Но помешал арест Владимира Евтушенкова, с которым Ноготков практически договорился о продаже сети "Связной" (было получено даже разрешение ФАС).
В результате долгих торгов, в декабре 2014 года "Связной" достался группе Solvers, которой ОНЭКСИМ переуступила долг Максима Ноготкова. В счет долга ОНЭКСИМ и фонд "Благосостояние" взяли "Связной" и "Enter". Группа Solvers – многопрофильная группа компании с диверсифицированным портфелем активов, основным акционером является Олег Малис. В структуру группы входит девелоперская компания полного цикла SolversEstate и управляющая компания ММДЦ "Москва-Сити" (ОАО "СИТИ"). То есть, Enter стал для компании не совсем профильным активом. Примечательно что Олег Малис, владелец группы Solvers, – родной брат Александра Малиса, главы основного конкурента "Связного" – компании "Евросеть". Такая родственная связь породила подозрения, что это – техническое приобретение в пользу брата, во избежание претензий со стороны ФАС.
Новые хозяева отдали распоряжение сотрудникам Enter – пока не расплачиваться с поставщиками, с арендодателями, а придерживать средства. Поставщики продолжали отгружать товар в прежних объемах, и к февралю 2015 года компания набрала задолженность еще в пару млрд рублей. К марту 2015 года против Enter было подано исков на общую сумму в 460 миллионов рублей. Всего в суд обратилось 39 поставщиков.
К тому времени Enter начали массово покидать топ-менеджеры. Генеральный директор Сергей Румянцев, который вместе с Ноготковым организовывал Enter, ушел еще в июле 2014 года. Исполняющим обязанности гендиректора компании стал Денис Косенков, который вместе с еще несколькими топ-менеджерами покинул компанию в начале апреля 2015 года, на этом фоне многие участники рынка посчитали решенной судьбу "Enter". Это подтверждалось и комментариями в соцсетях, где оставшиеся топ-менеджеры выражали недовольство тем, что владельцы не могут быстро определиться с правами, что отрицательно сказывается на работе ритейлера.
13 апреля гендиректором Enter был назначен Михаил Рубин, который заявил, что "Enter" не будет закрыт, основной целью является вывод компании из кризиса и определение новой бизнес-модели, которая будет приносить деньги.
В планах нового гендиректора были различные меры по оздоровлению компании. В их числе – реструктуризация офлайн-канала продаж и внешнего долга перед поставщиками, оптимизация затрат на складскую логистику. В частности, Enter хотели объединить с аффилированной с ним сетью "Связной". Интересно, что с момента создания менеджеры убеждали Ноготкова развивать Enter на имеющейся инфраструктуре сети "Связной" – его логистических и IT-мощностях, однако тот отказывался. Рубин собирался делать основной акцент на онлайн-продажах и был уверен, что сможет сделать бизнес Enter успешным, а потом – и привлечь инвестиции. Оборот компании за апрель 2015 года превысил 100 млн рублей.
Однако доверие поставщиков, которых неоднократно просили на некоторое время о долгах забыть, было утрачено. Также упал интерес банков к ритейлеру, и кредиты было сложно взять. В конце апреля Enter попытались объявить банкротом, но в иске было отказано.
Рубину удалось договориться с большей частью контрагентов об отсрочке и реструктуризации выплат, и компания занялась оптимизацией логистики и инфраструктуры. Она закрыла все свои офлайновые точки и склады, сократив ассортимент, и полностью перешла в онлайн. Впрочем, и это не вызвало большого доверия у кредиторов, и к октябрю 2015 года число исков возросло с 39 до 252, а сумма долга поднялась с 800 млн рублей до 1,2 млрд рублей.
В октябре 2015 последовала блокировка счетов Enter, после чего сеть перестала выполнять заказы и возвращать деньги частным клиентам, но при этом продолжила их принимать. На "Яндекс.Маркет" сейчас можно прочитать несколько тысяч отрицательных отзывов о неисполненных заказах.
20 мая 2016 Арбитражным судом в отношении компании введена процедура наблюдения. Общий долг компании на тот момент составил 6 млрд. рублей. К январю 2017 года совокупные требования кредиторов к Enter превысили 11,4 млрд рублей, ООО "Энтер" по решению собрания кредиторов было признано банкротом, а Арбитражный суд Москвы ввел в отношении компании конкурсное производство.
В марте "Enter" сменил юридическое лицо, и Михаил Рубин нашел инвестора, готового вложить до 300 млн рублей в течение этого года. Эти деньги должны были пойти на пополнение оборотных средств ритейлера и закупку товара у поставщиков. Имя инвестора не называлось. По словам руководителя Enter, это крупная ecommerce-компания.
"Enter" начал заключать договора с поставщиками от имени нового юрлица – ООО "Сордекс". По информации журналистов, ритейлер обещал поставщикам своевременную оплату после подписания договоров на новое юрлицо и некоторое время действительно оплачивал товары вовремя. Однако вскоре ситуация изменилась, и в картотеке арбитражного суда было зарегистрировано первое исковое заявление о взыскании задолженности к ООО "Сордекс". Перезагрузка не удалась.
Сайт Enter.ru прекратил работу в начале сентября 2017 года, после августовского собрания кредиторов на котором было решено продать имущество компании с молотка. Товарный знак онлайн-ритейлера выставлен на продажу, сообщается на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Начальная цена лота составляет 106,5 млн рублей. Из данных реестра следует, что продается также и сайт Enter.ru. За него кредиторы собираются выручить не менее 8,2 млн рублей. В целом на торги выставлено 44 лота на общую сумму более 490 млн рублей.
Правда, эксперты сомневаются, что кто-то будет готов заплатить такую сумму за останки некогда так успешно начинавшего проекта.
"Добрый день!
Спасибо огромное! Жду счет за Ваши услуги.
Завтра пришлю новые счета на проработку.
Скажите только - где же Вы раньше были? " Свернуть
с Уважением, Елена Шиш Свернуть