В ЕАЭС планируют легализовать интернет-продажу лекарств, ювелирки и алкоголя
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) планирует в следующем году легализовать продажи алкоголя, табака, лекарств и ювелирных изделий в Сети. Такое предложение есть в проекте дорожной карты по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы.
Документ предлагает ввести единые лицензионные правила и установить требования для компаний, которые торгуют лекарствами, табаком, алкоголем и ювелирными изделиями через Интернет. Например, ЕАЭС может разрешить торговать ими только на специальных сайтах или доставлять некоторые товары только специализированными сервисами доставки.
После того как союз согласует финальный вариант дорожной карты, документ должны направить в правительства стран – участниц союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Затем в январе 2019 года должно состояться заседание Евразийского межправительственного совета, на котором дорожную карту утвердят окончательно.
Узаконить онлайн-торговлю этими группами товаров предложили представители бизнеса. Рекомендации к дорожной карте подготовили представители интернет-площадок и ассоциаций, производители товаров, провайдеры логистических и платежных услуг.
По их мнению, несмотря на запреты, данные товары продаются через Интернет в обход законодательства. В результате добросовестные продавцы теряют важнейший канал сбыта, а потребитель может получить некачественный или даже опасный для здоровья товар.
Авторы рекомендаций рассчитывают, что легализация онлайн-торговли алкоголем, табаком, лекарствами и ювелирной продукцией поможет сократить долю контрафакта, повысить качество товаров, а также конкурентоспособность и доходы добросовестных продавцов.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что старт легальных продаж в Интернете будет стимулировать продавцов делать покупателям более выгодные предложения. "Не исключено, что цены на эти категории товаров могут снизиться", – сказал он.
По оценке АКИТ, рынок ювелирной онлайн-торговли за год может вырасти с 4,6 млрд рублей в три раза – за счет того, что на него зайдут крупные площадки (например, "Яндекс" и Ozon). Объем легального рынка лекарственных препаратов сейчас составляет 14 млрд рублей, а нелегального – 35 млрд руб. Рост прогнозируется минимум в 3,5 раза. Интернет-рынок алкогольной продукции сейчас полностью нелегальный и составляет около 1,7 млрд рублей. Если, как планировалось раньше, в России в 2019 году будет легализована только продажа пива и отдельных категорий вин, рост будет незначительным. Оценить объем онлайн-рынка табачной продукции в АКИТ затрудняются.
По оценке директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, сегодня в России онлайн-продажи спиртного составляют около 15 млрд рублей. До 80% продающейся в Рунете алкогольной продукции – подделки.
Возможность легализовать онлайн-продажи алкоголем, лекарствами и ювелирными изделиями обсуждается уже несколько лет. Минпромторг не раз заявлял, что торговлю алкоголем в Сети нужно разрешить, однако ему возражают другие ведомства. Особенно яростно сопротивляется Минздрав, утверждая, что это станет причиной роста алкоголизации населения.
Депутаты Государственной Думы пока тоже не проявляют особого энтузиазма и настаивают на существенной доработке закона. В частности, до сих пор неясно, как контролировать при онлайн-заказе время продажи и возраст покупателя.
Ранее Минфин подготовил законопроект о поэтапной легализации интернет-продаж алкоголя в России. Проектомпредусмотрено, что он вступит в силу с 1 января 2019 года, но до 2020 года продавать через интернет можно будет только вино, игристое вино (шампанское) с защищенным географическим указанием, а также пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху. При этом лицензию на продажи алкоголя через интернет смогут получить только производители и дистрибьюторы. Ритейлеры не смогут продавать алкоголь через интернет до 1 января 2022 года.
По данным агентства Data Insight на конец 2017 г. лидером фармацевтического онлайн-рынка являлся портал Apteka.ru. На него приходилось 48% заказов. У Ozon.ru только второе место и доля в 15%. На третьем был АliExpress – 6%, по 5% у iHerb и "Аптека от склада". Однако такая расстановка сил продлится недолго. Другие игроки не дремлют: с весны этого года аптечные разделы активно развивают и тестируют также "Яндекс.Маркет" ("Беру") и Mail.Ru Group ("Все аптеки").
В конце 2017 г. Госдума приняла в первом чтении разработанный Минздравом законопроект, легализующий онлайн-торговлю безрецептурными препаратами. Предполагалось, что документ вступит в силу с января 2018 г., но до сих пор дальнейшего движения он не получил. Аптечное сообщество больше всего волнует, кто будет доставлять лекарства — обычные курьеры или фармацевты.
Один раз список занес в систему и больше не думаешь об этом.
У магазина постоянный клиент, но с потерей опции импульсивных покупок, но колонка я думаю еще не предлагает "Возьмите пирожок с вишней" так что не страшно.
Главное, что бы все позиции из списка всегда были в наличии, иначе профит для клиента теряется. Свернуть