Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола
3В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект, который регулирует деятельность маркетплейсов, в том числе взаимодействие между онлайн-платформами и партнерами. Саморегулирование не сработало, решили депутаты.
Что нового появилось в законопроекте и каков шанс, что его примут?
Депутаты от "Единой России" и "Справедливой России – За правду" внесли в нижнюю палату российского парламента проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"".
Это тот самый "закон о маркетплейсах", принятию которого так противились его главные герои – маркетплейсы. Представители крупных торговых площадок утверждали, что все проблемы во взаимоотношениях с партнерами можно решить путем саморегулирования. То есть проще говоря, договориться между собой.
Маркетплейсы даже разработали специальные правила взаимодействия с селлерами и владельцами ПВЗ, так называемые "Стандарты". Об этом документе Оборот.ру подробно рассказывал.
На бумаге все выглядело хорошо, однако, как заявил депутат Госдумы Дмитрий Гусев, возглавивший наблюдательный совет АУРЭК, "Стандарты" просто не работают.
"Мы дали сторонам время договориться и найти компромисс, но, как видим, за полгода ситуация не изменилась. Об этом говорят все новые забастовки и недовольство партнеров", – написал Гусев в своем телеграм-канале.
То же самое сказано и в пояснительной записке к законопроекту:
"Серия происходящих в 2022 – 2023 годах событий, связанных с действиями владельцев платформ в отношении их партнеров, сотрудников и потребителей, которые активно освещались в СМИ и разрешались при участии депутатов Государственной Думы, показали несовершенство действующей системы регулирования отрасли электронной коммерции".
Как утверждают депутаты, сейчас маркетплейсы пользуются правом сильного в отношениях с партнерами и диктуют выгодные только им условия.
"Как и в случае с традиционной торговлей у онлайн-платформ имеется большая рыночная сила, которую они могут применять для установления несправедливых условий по отношению к бизнес-пользователям. Правоприменительная практика обязывает стороны исходить из недопущения злоупотреблений правом сильной стороны", – утверждается в пояснительной записке.
Итак, какие же основные пункты внесены в Закон о маркетплейсах?
Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах (услугах) (маркетплейс)", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов (ПВЗ)" и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла.
Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса. Менять их условия можно будет не чаще раза в год. При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум.
Маркетплейсы должны будут в договоре оферты подробно расписать все штрафы, которые могут применяться к контрагентам. Соответственно, новые могут появляться не чаще раза в год. При этом при начислении штрафа компания должна будет направить продавцу или владельцу ПВЗ полное мотивированное обоснование, по какой причине наложен штраф.
Маркетплейсам запретят в одностороннем порядке блокировать личный кабинет продавца или владельца ПВЗ. Единственное исключение – "неправомерный доступ третьих лиц", то есть взлом или другие действия мошенников. Порядок блокировки в случае доступа третьих лиц нужно закрепить в договоре оферты.
Владелец маркетплейса может списывать деньги со счетов партнера только при наличии письменного согласия от владельца счета.
Также продавец или владелец ПВЗ вправе потребовать у маркетплейса всю информацию по расчетам и товарным остаткам, и ее должны предоставить в течение трех дней.
Еще законопроект предусматривает, что владелец маркетплейса с совокупной выручкой за последний календарный год более 150 млрд рублей вправе осуществлять розничную продажу конкретного товара на собственном маркетплейсе в случае, если там отсутствуют предложения о заключении договора купли-продажи такого товара. Иначе говоря, крупным площадкам запретят конкурировать со своими селлерами, продавая аналогичные товары.
Как отмечают эксперты, свои подписи под документом поставили депутаты почти всех парламентских фракций, кроме "Новых людей" – изначально законопроект исходил только от "справедливороссов". А это значительно увеличивает шанс, что законопроект будет принят.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года или через месяц после официальной публикации.
Юристы, между тем, отмечают еще один интересный аспект нового законопроекта.
Не раз в судах представители Wildberries и Ozon снимали ответственность со своей площадки, заявляя, что она является лишь информационным посредником между продавцом и покупателем.
Однако на практике российские маркетплейсы реализуют не только принцип информационного посредничества, но и фактического выступают агентом (комиссионером) по продаже товаров. Следовательно, маркетплейсы должны нести ответственность за достоверность размещенной на агрегаторе информации о товаре, а также брать на себя другие аспекты сделки с конечным потребителем.
Новый закон закрепит за компаниями эту обязанность, а также даст право потребителям предъявлять им претензии в судах.
Также читайте на нашем сайте:
- Владельцы ПВЗ в офисе Wildberries и требования национализировать маркетплейс
- ФАС требует доработать документ о регулировании отношений между маркетплейсами и ПВЗ
- Маркетплейсы злоупотребляют свободой? ФАС может отменить мораторий на проверки онлайн-площадок
- ФАС потребовал от Wildberries создать внутренний арбитраж, а Госдума анонсирует поправки в законодательство
- ФАС в итоге не будет вмешиваться в конфликт между Wildberries и владельцами ПВЗ, а вот Госдума – может отреагировать
- Правительство готовит общие правила взаимодействия с ПВЗ для всех маркетплейсов. Там много интересного
- Крупнейшие российские маркетплейсы приняли отраслевые стандарты взаимодействия с продавцами
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Какие ещё законы РФ, когда у каждого маркетплейса есть свои правила и регламенты. Сошлитесь хоть на закон, хоть на здравый смысл, получите шаблон: "Были бы рады предложить другое решение, однако отступиться от собственных правил не можем — действуем в рамках нашего с вами договора и регламентов". Причём это может быть о чём угодно. Например, у Озона свои правила сложения, по которым они считают сроки доставки. Перевозчик декларирует доставку за 2 рабочих дня, не считая дня приёма. Выпускник детского сада прибавит 1 день, а затем ещё 2 дня, а Озон всего два дня и оштрафует за несвоевременную доставку. Что-то доказывать бесполезно. "Изменить или отменить установленные на площадке правила точно не получится. Сейчас условия нашего сотрудничества именно такие, и мы с вами договорились им следовать". Вот оно какое "договорились", 1+2 у них 2 и хоть ты тресни. И это только один пример, как на пустом месте можно нащипать штрафов.
Все как в СССР, монополия на все и только ОЗОН.
Дело не в ТМ, а в том, что МП начинают продавать ТОВАРЫ от себя, явно пользуясь преимуществом.
К примеру недавно обнаружил, что ВБ стал продавать продукцию Джиллет и все все карточки в ТОПЕ только ЕГО! Конечно везде пишет, что оригинал, но это не факт! Ну и кончено ряд преференций...
Надо создавать инициативу о запрете продаж от МП! Эта тенденция уже давно, с тем же ЯДом! Свернуть
а наше любимое государство лучше будет спонсировать водку, чем вкладывать деньги в литературу Свернуть