Правительство готовит общие правила взаимодействия с ПВЗ для всех маркетплейсов. Там много интересного
Минпромторг согласовал "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов и владельцев ПВЗ". Теперь штрафовать пункты выдачи можно будет только при наличии прямых доказательств вины. Есть много других важных нововведений. Вот только будут ли эти "Сандарты…" обязательными для исполнения?
Этот документ разработан совместными усилиями специальной Комиссии Минпромторга по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в РФ с отраслевыми объединениями бизнеса – АКИТ, АУРЭК, "Опорой России".
Как стало известно из разных источников, в "Стандартах…" содержатся такие полезные пункты:
- маркетплейсы должны уведомлять об изменении тарифов не позже, чем за 14 календарных дней,
- планы по закрытию ПВЗ должны быть озвучены не менее чем за 30 календарных дней,
- данные о формировании рейтинга ПВЗ и размерах вознаграждения обязательно должны быть открытыми,
- запрещается штрафовать владельцев ПВЗ задним числом, за нарушения, совершенные до изменения договора оферты.. Соответственно, чтобы проследить за этим, владельцам ПВЗ должны быть доступны все предыдущие договоры оферты,
- рейтинги ПВЗ должны зависеть только от тех элементов, на которые ПВЗ могут влиять (например, будут учитываться только отзывы о работе самого ПВЗ, а не о качестве товара, сроках доставки и прочее). Также у ПВЗ появится возможность оспаривать такие отзывы,
- будет предусмотрена так называемая охранная зона — в одном здании или на очень близком расстоянии не может размещаться более одного ПВЗ конкретного маркетплейса,
- ПВЗ получат право предлагать свои изменения оферты (раньше такое право отсутствовало),
- штрафы могут начисляться только при наличии доказательств вины или если ПВЗ не оспорил эту вину за 7 дней, а при предоставлении доказательства невиновности штрафы должны быть отменены,
- величина штрафов должна быть соразмерна допущенному нарушению.
Так же в документе зафиксировано, что маркетплейсы и владельцы ПВЗ самостоятельно несут предпринимательские риски и определяют источники прибыли. Поэтому владельцы ПВЗ могут продавать товары, размещать рекламу и оказывать другие услуги, не связанные с основным партнером. Например, устанавливать водяные кулеры, кофемашины, вендинговые автоматы и прочее. Естественно по согласованию с партнерской площадкой.
"Мы ожидаем, что реализация положений документа позволит значительно улучшить качество сервиса для покупателей и снизит количество споров между хозяйствующими субъектами. При этом сами стандарты будут динамическими, то есть меняться или дополняться в зависимости от системности вопроса", – комментирует президент АКИТ Артем Соколов.
"Новый документ станет обязательным для обоих сторон — маркетплейсов и ПВЗ, а следовательно, его неисполнение влечет за собой гражданско-правовую ответственность по аналогии с неисполнением договора", – заявил генеральный директор юридической фирмы Fox Legal Consulting и сопредседатель по правовой защите АУРЭК Александр Ефимов.
Однако "Стандарты" не являются законом или подзаконным актом и принимаются в рамках саморегулирования отрасли электронной торговли. Как и "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с партнерами", новый документ лишь доброволен для исполнения.
Как показывает практика, появление правил поведения для маркетплейсов по взаимодействию с селлерами мало улучшило положение продавцов. По-прежнему возникают конфликтные ситуации, единственным выходом из которых становится подача искового заявления в суд.
Но создание "Стандартов" является способом для крупных компаний ecommerce оттянуть введение госрегулирования отрасли, которого они очень не хотят.
"Мы очень хорошо понимаем – возникают все чаще тезисы по поводу регулирования отрасли, но просим действительно отложить эту историю, потому что, я тоже сейчас скажу такую расхожую фразу, там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост. Это на самом деле так", – сказала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук, выступая на "Неделе российского ретейла – 2023".
В данный момент "Стандарты" находятся на экспертизе в ФАС. Так же их должны одобрить комитеты Госдумы по промышленности и торговле и по защите конкуренции.
Ожидается, что церемония подписания документа состоится в течение месяца. Подписи должны поставить главы маркетплейсов Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и общественных объединений "Опора России", АКИТ и АУРЭК.
Также читайте на нашем сайте:
- Крупнейшие российские маркетплейсы приняли отраслевые стандарты взаимодействия с продавцами
- Внимание к забастовке сотрудников ПВЗ Wildberries – это информационный рэкет или всей стране просто интересно?
- К чему уже привела забастовка ПВЗ Wildberries: отмена штрафов, неприятные вопросы от Минтруда и дата переговоров