Россияне стали реже покупать в зарубежных интернет-магазинах
Количество трансграничных покупок россиян снизилось, по данным ФТС, в первом квартале на 22% год к году – до 71,9 млн отправлений. При этом объем таможенных поступлений увеличился более чем в полтора раза — до 360 млн руб., благодаря снижению с 1 января порога беспошлинного ввоза до €200. Пошлину взяли за 196 тыс. отправлений, что в 3,4 раза больше, чем годом ранее.
По мнению президента АКИТ Артема Соколова, уменьшению количества заказов из-за рубежа есть несколько причин. Во-первых, потребность в непродовольственных товарах в период самоизоляции резко снизилась – как в России,так и во всем мире. Во-вторых, сроки доставки из-за пандемии сильно выросли, и это не устраивает россиян. Поэтому многие стали заказывать из отечественных интернет-магазинов товары таких категорий, как одежда, обувь, электроника и т.д.
В "Почте России" не раскрывают статистику обработки почтовых отправлений, но указывают, что 93,4% зарубежных покупок россиян поступают из Китая. В компании также сообщили, что больше всего онлайн-покупок совершают жители Москвы (27%), Московской области (18%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (16,3%), Краснодарского края (9%) и Ростовской области (6%).
Директор по исследованиям Data Insight Борис Овчинников полагает, что снижение связано с опасениями о безопасности товаров из Поднебесной, а также с ограничением предложения, поскольку многие компании вынуждены были остановить производство.
Артем Соколов рассказал также, что спрос на товары различных категорий на фоне эпидемии в России изменился. Так в середине прошлого месяца соотечественники стали вдвое чаще покупать ноутбуки, наушники и другие аксессуары необходимые при удаленной работе. С началом вынужденных каникул в 10 раз выросли запросы россиян на продовольствие. Увеличились продажи в сегменте БТиЭ.
"Большой спрос остается на продукты, детские товары, включая питание и предметы гигиены. Сейчас он в 2–4 раза превышает прежний уровень торговли. К этому моменту продажи электроники и бытовой техники просели на 20–25%, на столько же упали онлайн-продажи одежды и обуви", — указал президент АКИТ.
По данным "Почты России", спрос на доставку товаров с маркетплейсов вырос в последнее время на 500%. Услуга стала востребованной, когда онлайн-покупки начали замещать традиционный шопинг на фоне самоизоляции. Компании, у которых нет собственной доставки, могут подключиться к услугам внешних партнеров в течение трех часов.
Сами онлайн-ритейлеры подтверждают подобную статистику. Так у Ozon в марте количество новых клиентов выросло вдвое по сравнению с третьим месяцем прошлого года, у Wildberries – в три раза. Lamoda внесла в свой ассортимент продукты питания длительного хранения, как наиболее востребованную категорию. В Wildberries в первые две недели карантина продажи в единицах товаров выросли на 135%, а в первом квартале – в два раза, причем спрос на товары для здоровья увеличился в 36 раз, на продукты и детское питание – в 16 раз.
По мнению экспертов рынка электронной торговли, пандемия вынудила ритейлеров развивать логистику в ускоренном темпе и создать в сжатые сроки то, на что в иной ситуации могли уйти годы. По окончании карантина доля ecommerce продолжит рост, пусть и не такими взрывными темпами.