Ozon развернул самую крупную сеть постаматов в России
2На прошлой неделе число постаматов в сети Ozon превысило 4500 точек. Таким образом постаматная сеть ритейлера стала самой крупной в стране, сообщили в пресс-службе Ozon.
У ритейлера – 4511 собственных терминалов, а с учетом партнерских это число вырастает до 6222. У двух других крупнейших игроков рынка – Qiwi Box и PickPoint – 1 905 и 2100 своих постаматов. До конца года Ozon планирует нарастить свою сеть до 7000 собственных терминалов, а с учетом партнерских их станет 9000.
Ozon устанавливает свои постаматы как в магазинах крупных сетей ("Пятерочка", "Дикси", "Детский мир"), так и в небольших торговых и сервисных точках у дома. Расходы по установке и подключению ритейлер берет на себя. От партнера требуются только 1,5 м2 и розетка.
Больше всего собственных постаматов у ритейлера в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре и Твери. Около половины терминалов стоят в сетевых магазинах формата "рядом с домом", бизнес-центрах, торговых центрах. Еще около 10-15% установили у себя небольшие бизнесы – барбершопы, автомойки, ателье, компьютерные клубы. Некоторые постаматы расположены в общественных учреждениях – например, в библиотеках.
Стратегия Ozon – размещать постаматы в локациях, которые люди посещают ежедневно, – оправдалась. За последние 12 месяцев доля постаматов в общем объеме доставки Ozon выросла в шесть раз. По всей стране на этот канал приходится уже более 23% заказов, сообщают в пресс-службе компании.
За 9 месяцев 2019 в постаматы было доставлено более 3 млн. отправлений – это в 3 раза больше, чем за весь 2018 год. Параллельно с ростом сети постаматов растет их наполняемость – в сентябре 2018 года на одну точку приходилось 4,4 посылки, а в сентябре этого года – 6,1. Также клиенты Ozon могут делать возвраты через постамат.
Средний чек заказов, доставляемых в постаматы– 1 200 рублей. Это меньше, чем на Ozon в целом: в постаматы не заказывают крупные предметы, например, бытовую технику. В то же время установка постамата "рядом" с клиентом увеличивает частотность его покупок в среднем в 5-6 раз. А как раз частотность покупок – показатель, над которым Ozon много работает в последний год.
"Эта цифра отлично иллюстрирует, какой у онлайн-покупок нереализованный потенциал и насколько важным для его реализации является инфраструктура доставки – как видно, как только у клиента появляется удобная возможность получать заказ без необходимости далеко идти, ждать курьера или стоять в очереди в пункте выдачи, он тут же начинает покупать в разы больше и чаще", – говорит Андрей Павлович, директор цепи поставок в Ozon.
В 2018-2019 годах Ozon наращивает свои продажи на 70-80% год к году. Это примерно в 3 раза быстрее рынка. В компании отмечают, что могли бы расти быстрее, если бы не сдерживающий фактор логистической инфраструктуры. Постаматы – как раз тот канал доставки, который можно быстро масштабировать. Особенно с учетом того, что Ozon сотрудничает с несколькими крупными сетями. Только в "Пятерочках" X5 Retail Group планируется установить до конца года 4000 терминалов. Посылки Ozon можно также получить в кассах этих магазинов и в расположенных в них пунктах выдачи.
По мнению гендиректора "Infoline-аналитики" Михаила Бурмистрова, доставка в постаматы продавцам более выгодна, чем курьерская. Особенно дорого курьеры обходятся продавцам одежды – заказы выкупаются не полностью, поскольку многие заказывают несколько размеров, а курьеры теряют время, ожидая, пока клиент примерит вещи.
Бурмистров оценивает инвестиции в создание сети собственных постаматов Ozon в 1,1 млрд руб., основываясь на том, что установка стандартного терминала обходится Ozon в среднем в 250 000 руб.
Сейчас, на этапе быстрого роста сети, становится крайне важна ее загрузка: окупаемость постаматов зависит от того, сколько посылок проходят через них в неделю или месяц. Стоит ожидать, что Ozon, кроме собственных заказов, будет активнее предлагать услуги своей постаматной сети партнерам и в целом быстрее развивать продажи по модели маркетплейса.
Еще весной этого года лидировали по количеству собственных постаматов Qiwi Box и PickPoint. Однако Qiwi не развивает партнерскую сеть, а собственных постаматов у компании сейчас 1905. PickPoint также отстал от Ozon: 2100 собственных постаматов и 5397 с учетом партнерских. Однако эта логистическая компания, как и Ozon, сотрудничает с X5 Retail Group и планирует к концу года нарастить свою сеть до 6597 постаматов, с учетом партнерских.