ФАС разоблачила картельный сговор 27 продавцов наушников на маркетплейсах, им хотят начислить огромные штрафы
Большая группа селлеров, торгующих беспроводными наушниками на разных маркетплейсах, сговорились между собой, чтобы поддерживать высокие цены и устранять конкурентов. Для этого они организовали общий чат в мессенджере, где вели специальную таблицу.
Однако антимонопольщики вычислили "договорняк", и теперь продавцам грозят оборотные штрафы.
Кроме одного — который под весом доказательств сдал своих подельников, сообщает пресс-служба ФАС.
Каким образом "заговорщики" изначально скоординировались между собой — неизвестно.
Но в октябре 2023 года продавцы наушников создали общий чат и начали договариваться, как получить наибольшую прибыль на маркетплейсах. У них даже была онлайн-таблица, в которую заносили цены, даты повышения, там же велся контроль за соблюдением договоренностей.
Кроме того, эти селлеры совместно действовали против продавцов, которые не участвовали в их антиконкурентном сговоре.
Все эти методы борьбы хорошо знакомы продавцам маркетплейсов.
Так, члены картеля писали (и, вероятно, покупали) негативные отзывы на чужие наушники, добиваясь падения рейтинга и, соответственно, понижения товара в поисковой выдаче.
Еще один проверенный способ: "заговорщики" заказывали товары конкурентов в другие регионы или даже страны, где, конечно же, за наушниками никто не приходил. Полежав в ПВЗ, товар ехал обратно, а селлер-жертва оплачивал логистику да еще и прибыли лишался.
Сотрудники ФАС проанализировали действия картеля и установили прямую связь между ними и общей динамикой цен на наушники на маркетплейсах.
Вывод антимонопольщиков был однозначен: единообразная модель поведения продавцов была направлена на получение прибыли за счет ограничения конкуренции на товарном рынке.
Сами действия картеля были прекращены в феврале 2024 года. Чуть меньше года длилось следствие.
27 участников сговора признаны нарушившими антимонопольное законодательство.
Но один из ответчиков после ознакомления с доказательствами по делу подал признательное заявление и может быть освобожден от административной ответственности.
Остальным же предпринимателям грозят оборотные штрафы.
Картель считается самым тяжким из антиконкурентных соглашений, и по нему предусмотрены взыскания до 15% от выручки. Поскольку решение ФАС вынесено в январе, будет учитываться выручка за 2024 год.
Случай с продавцами наушников — первый раскрытый картельный сговор на маркетплейсах. Может быть, он останется уникальным.
Картели появляются там, где есть несколько игроков, которые могут договориться между собой и регулировать цены. На маркетплейсах в основных товарных категориях количество селлеров слишком велико для этого.
Эксперты считают, что в случае с наушниками совпало несколько факторов.
С рынка РФ ушел один из основных игроков, и весь объем пошел по параллельному импорту, производителей в РФ мало.
В результате остались несколько игроков, которые держали основную долю рынка.
Добавить высокий спрос в категории, достаточно высокие цены на товар — это, видимо, послужило благодатной почвой для сговора.
Также читайте на нашем сайте:
- В Татарстане у ФАС возникли претензии к Ozon'у из-за рассылки. Что там не так?
- ФАС предлагает признать рекламой почти все данные о товарах на маркетплейсах и в поисковиках. Что это меняет?
- Селлеры опять жалуются в ФАС на принудительные скидки маркетплейсов
- Селлеры просят ФАС проверить законность автоматических скидок на маркетплейсах
- ФАС привлекла Ozon к ответственности за мелкий шрифт
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом
Свернуть