Data Insight об интернет-торговле в 2022 году: оборот рос, средний чек снижался, маркетплейсы захватили 2/3 рынка
В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. За год эти цифры выросли соответственно на 38% и 64%. Средний чек за год снизился на 16% до 2010 руб. Это ключевые показатели, содержащиеся в отчете агентства Data Insight о состоянии российского рынка ecommerce в 2022 году.
Как указывают аналитики, темпы роста интернет-торговли в 2022 году ожидаемо ниже темпов роста в 2021 году и чуть ниже прогнозных. Основная причина – уход с рынка значительной части премиального (и среднего+) сегмента.
Крупные маркетплейсы – драйверы роста ecommerce
При этом основными точками развития стали крупные маркетплейсы. На декабрь 2022 года это: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, "AliExpress Россия" и "СберМегаМаркет".
Оборот маркетплейсов составил 2,7 трлн руб., увеличившись на 80%.
Всего универсальные онлайн-магазины выполнили 1,99 млрд заказов – это больше 2/3 общего объема по стране (+85% год к году). Средний чек здесь снизился на 3%, до 1370 руб.
Как мы указали, в 2022 году рынок ecommerce вырос на 1,55 трлн рублей. Половина этого роста пришлась на Wildberries, а в сумме три крупнейших маркетплейса обеспечили более 80% от всего роста рынка.
По прогнозу Data Insight, в 2023 году доля двух лидеров рынка составит в среднем по году 53% по объему онлайн-продаж и 77% по заказам.
При этом крупнейший российский маркетплейс Wildberries вошел в ТОП-10 самых популярных онлайн-площадок мира. Из них два маркетплейса – Amazon и eBay – преодолели планку в 1 млрд посещений в месяц.
Российскому магазину до этого показателя еще далеко, его зафиксированный показатель – 280 млн посещений.
Средний чек в российском ecommerce
Размер среднестатистического заказа в онлайн-торговле, как мы уже указали, продолжает снижаться: по итогам 2022 года он составил 2010 рублей, это на 16% ниже прошлогодних показателей.
Основные причины снижения:
• выросла доля маркетплейсов и ультрабыстрой доставки продуктов с небольшими чеками и частыми заказами. Соответственно, сократилась доля категорийных non–Food интернет–магазинов с более высоким средним чеком, чем у маркетплейсов, с 25% до 16% от всех онлайн–заказов;
• закрылись или существенно снизили обороты интернет–магазины категорий "Люкс" и "Премиум" с высоким средним чеком;
• инфляционный рост среднего чека типичного категорийного интернет–магазина составил 13%.
При этом в большинстве магазинов средние чеки выросли за год. Но в общей статистике маркетплейсы все равно их "задавили".
Доля онлайн-продаж продолжает расти: в 2022 году на них пришлось 15% от всего ритейла и 30% от рынка непродовольственного ритейла (+3% и +5% год к году соответственно). Все данные указаны без учета продаж автомобилей и топлива.
Прогнозы и тренды
По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке ecommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов достигнет 4,6 млрд (+64%). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться – но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.
Ключевыми трендами рынка ecommerce в 2022-2023 году аналитики Data Insight считают:
- Снижение доли импульсных и премиальных покупок;
- Ускорение перетока на маркетплейсы (одна из причин – товары некоторых ушедших компаний можно купить на маркетплейсах через сторонних селлеров);
- Подвижность рынка в части распределения между брендами (локальные и небольшие компании конкурируют между собой за освободившиеся доли после ухода западных брендов);
- Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах;
- Заметное снижение средней стоимости покупок.
Также читайте на нашем сайте:
- 96% пользователей выбирают Avito, когда им надо что-то продать. Что еще мы узнали из исследования Data Insight?
- Оборот до 500 тысяч рублей в месяц, продает товары для дома и дачи в Москве – Data Insight нарисовала портрет продавца маркетплейса
- Когда доставка важнее товара? Data Insight выяснила, какая часть покупателей откажется от покупки из-за адреса ПВЗ и что важно для большинства
- Главный конкурент онлайн-аптек – аптеки у дома. Что еще мы узнали из нового исследования Data Insight?
- Data Insight устроила "соревнование" между сервисами доставки продуктов. "ВкусВилл" сделал всех!
- ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России по версии Data Insight
- В Data Insight рассказали, где и каким образом россияне покупают зоотовары
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.