Главный конкурент онлайн-аптек - аптеки у дома. Что еще мы узнали из нового исследования Data Insight?
Команда Data Insight при поддержке Apteka.ru, AWG, MetaShip и NLO Marketing публикует результаты исследования покупательского поведения "Покупатели аптечного ассортимента".
Ключевые тезисы:
- онлайн-продажи товаров аптечного ассортимента в РФ в 2021 году составили 168 млрд рублей. Был сделан 101 млн заказов;
- Количество заказов, сделанных через сайты и приложения, в российских аптеках в 2021 году увеличилось на 30% по сравнению с 2020 годом;
- Объем онлайн-продаж за 2021 год вырос в денежном выражении на 34%;
- Средний чек увеличился на 3%;
- Доля рынка ePharma в 2021 году от всего коммерческого фармрынка России в денежном выражении – 12%. Она выросла на 2% к 2020 году и на 5% – к 2019 году.
- 74% онлайн-заказов – это самовывоз;
- Главный конкурент онлайн-площадок – ближайшая к дому покупателя офлайновая аптека;
Общие тенденции и ключевые факторы развития рынка:
- Перетекание покупателей из офлайн в онлайн. Оно заметно ускорилось из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней карантинных мер;
- Рост количества и активное развитие онлайн-площадок для покупки аптечного ассортимента (создание и развитие каналов онлайн-продаж у аптек, разрешение продажи лекарственного ассортимента на маркетплейсах);
- Развитие сервисов доставки;
- Положительная в целом роль государства: активная работа в сторону разрешения заказов рецептурных препаратов с доставкой на дом, введение электронного рецепта.
8% заказов аптечных товаров, было сделано на маркетплейсах, лидер среди них – Ozon (5% рынка)
Кто такие омни-покупатели как они ведут себя при приобретении лекарств:
- 63% интернет-пользователей использовали при покупке лекарств оба варианта: и онлайн, и офлайн. Data Insight назвала их омни-покупателями;
- У этих омни-покупателей средний чек в полтора раза выше, чем у покупателей, которые привыкли покупать офлайн. Это правило сохраняется независимо от того, заказывает ли омни-покупатель через Интернет или лично идет покупать лекарство в аптеку;
Омни-покупатели готовы платить за быструю (до 3 часов) доставку. Но немного: половина согласна доплатить не более 100 рублей, каждый третий – 101-125 рублей. Нежелание платить за доставку – это основной фактор, сдерживающий покупателей от заказов аптечного товаров ассортимента на дом (так ответило 48% ).
- 51% ответов офлайн-покупателей и 42% ответов омни-покупателей содержат причину "Проще зайти в ближайшую аптеку".
- Половина омни-покупателей это сравнительно молодые покупатели лекарств – люди в возрасте 25–44 лет;
- На протяжении последнего полного года омни-покупатели одинаково часто использовали оба способа покупки аптечного ассортимента (заказ через Интернет с получением в аптеке и покупка в аптеке без предварительного бронирования);
- 83% омни-покупателей сказали, что больше половины покупок аптечного ассортимента делают через Интернет;
- 98% омни-покупателей имеют опыт онлайн-покупок лекарств и других аптечных товаров больше года;
- В дальнейшем заказов через Интернет станет еще больше: 94% намерены сохранить или увеличить долю онлайн-покупок аптечного ассортимента в следующем году.
Региональные особенности:
- Больше всего денег на товары аптечного ассортимента тратят жители Москвы и Московской области.
- Структура чека омни-покупателей одинакова для всех регионов России.
- Более чем каждый пятый (23%) омни-покупатель живет в Москве или Санкт- Петербурге.
- А вот ибиряки предпочитают ходить за лекарствами лично: 54% жителей Сибирского Федерального округа имеют долю покупок аптечных товаров в онлайн менее 50% от всех покупок аптечных товаров. В среднем по России этот показатель на 17% выше.
Ключевые тезисы о покупателях, регионах, категориях и площадках, заказах и доставке, а также подробности о составе и стоимости полной версии отчета читайте на сайте.
Читайте также другие новости на нашем сайте:
- ТОП-10 самых больших интернет-аптек России по итогам 2021 года: Apteka.ru заняла 35% рынка
- Путин поручил подготовить законопроект о продаже рецептурных лекарств через интернет
- Wildberries обвинили в незаконной продаже рецептурных лекарств
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Александр Г. старший, B2B-услуги (Доставка и логистика, среднего размера компания) |