Сотни карт и по 70 тысяч дохода: АКИТ просит у Центробанка защиты от мошенничества с кешбэком
В последнее время, считают в АКИТ, участились случаи мошенничества при получении кешбэка и бонусов от онлайн-покупок, когда впоследствии товар возвращают продавцу.
В связи с этим АКИТ обратилась в Центробанк с предложением узаконить возврат денег за товар только на ту карту, с которой изначально совершался платеж. Эксперты считают, что эту инициативу не поддержат, хотя случаи мошенничества реально есть.
В своем письме к Банку России АКИТ описывает недобросовестную схему так: клиент заказывает дорогой товар (или много товаров на крупную сумму), оплачивает покупку, получает кешбэк или бонусы на карту. Затем он под любым предлогом или без предлога, ведь закон разрешает, возвращает товары. Однако письменно просит, чтобы сумму ему вернули на другую карту. Такую возможность предоставляют практически все магазины, в связи с требованием того же Банка России.
В результате банк, начислявший кешбэк, не узнает о возврате товара, соответственно, не забирает бонусы. И в итоге хитренький клиент остается и с деньгами, и с кешбэком.
Банки, продавцы и площадки несут убытки за счет просто так начисленных бонусов, затрат на логистику товаров туда и обратно и прочих факторов.
По данным АКИТ, таким образом недобросовестные покупатели могут за месяц выручить сумму, сопоставимую со средней зарплатой россиян, — более 70 тысяч рублей. И схема становится не просто расхожей, как утверждают в ассоциации, создаются настоящие банды, использующие сотни карт.
Выход из создавшейся ситуации, по мнению АКИТ, прост.
Необходимо при покупке с кешбэком дописать условие, что возврат денег за товар можно получить только на ту же карту, с которой был получен платеж. Технически осуществить это будет несложно, по мнению специалистов.
А юридически – необходима корректировка письма ЦБ РФ "О возврате средств за товар, ранее оплаченный с использованием платежной карты" от 2011 года. Этот документ допускает, что покупатели могут выбирать другую карту, если нет возможности использовать ту, с которой был произведен платеж.
При этом если у клиента действительно возникает проблема с картой, которой он платил (произошла блокировка, при перевыпуске изменился номер и т.п.), ему смогут сделать исключение. Но для этого ему нужно будет предоставить соответствующие документы.
В Центробанке сообщили, что письмо получили и рассмотрят его в установленном порядке. Однако регулятор отметил, что не получал массовых жалоб на подобную схему манипуляций с кешбэком.
Представители крупнейших банков также отрицают массовость проблемы.
Более того, там сказали, что 70 тысяч рублей кешбэка – это какой-то сказочный размер. Обычный размер бонусов у банков не позволит клиентам настолько обогатиться.
К тому же, по статистике, подавляющее большинство клиентов кешбэк получает в категории кафе, ресторанов и супермаркетов.
По мнению представителя Tinkoff, многие маркетплейсы используют собственные банки, которые нельзя обойти в данном случае. И им интересно было бы узнать конкретные примеры такого большого заработка на недобросовестных действиях с кешбэком.
Эксперты рынка признают, что проблема существует, но вряд ли данное ее решение поддержит Центробанк. Потому что в попытке борьбы с фродом ограничиваются права рядовых граждан: люди теряют, блокируют карточки по разным причинам.
Этой же позиции придерживаются в АУРЭК:
"Ограничивать права всех потребителей дабы защитить интересы единичных предпринимателей – идея не только бесполезная, но и вредная, ведь подобные инициативы могут привести однажды к опасному "цифровому рабству" покупателей, а ведь именно для потребителя сервисы должны быть наиболее удобными", – прокомментировали в ассоциации.
Юристы же говорят, что формально данная ситуация может содержать признаки мошенничества при наличии причиненного ущерба банку и при доказанном умысле клиента банка на хищение денежных средств путем обмана.
Однако на практике должно быть в суде доказано, что целью покупки было именно начисление кешбэка.
А доказать это будет очень сложно, так как право покупателя сдать товар предусмотрено законом "О защите прав потребителей". Единственный вариант – если человек будет совершать очень большое количество однотипных покупок: на крупную сумму, с начислением большого кешбэка и возвратом товара с платежом на другую карту.
Также читайте на нашем сайте:
- "Почта России" уверена, что маркетплейсы не против ее финансировать. АКИТ утверждает обратное
- Опять оборотные штрафы? АКИТ призывает чиновников и "общественников" остановиться
- Артем Соколов переизбран президентом АКИТ. Вспоминаем вехи его биографии
- АКИТ требует, чтобы маркетплейсы публично отчитывались о штрафах и удержаниях с продавцов
- Дайте жалобную ссылку! АКИТ создала на своем сайте раздел для жалоб селлеров на маркетплейсы
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Делалось бы для людей, ввели бы цифровой рубль только для бизнеса, а граждан оставили в покое... но нет, надо всех сделать рабами.. чтобы не рыпались, когда кошелек один и альтернатив нет... Свернуть