Каким видят отечественный рынок европейские интернет-магазины?
Многие европейские компании, успешно работающие в самых разных странах, оказались не способны постичь русский менталитет и продвинуть свой бизнес на отечественном рынке. Тем не менее, Россия остается одной из самых привлекательных стран для онлайн-ритейлеров. Настолько, что издание Ecommerce News даже опубликовало материал, основанный на докладе с форума РИФ+КИБ 2016. В докладе генеральный директор агентства интенсивного маркетинга Artics Internet Solutions Александр Симоновский рассказал о специфике российского рынка электронной коммерции, которую нужно учитывать зарубежным онлайн-магазинам при заходе на рынок.
Российский рынок привлекателен для зарубежных компаний по многим причинам. Да, если сравнивать его объем, к примеру, с Нидерландами, то Россия уступает почти вдвое: около €9 млрд против €16,1 млрд. Однако голландский рынок уже достиг своего насыщения, а российский продолжает стремительно развиваться. С 2010 по 2014 год он в среднем показывал прирост в 40,2% год к году. Даже в кризисный 2015 год трансграничная торговля в России выросла на 7%. Нетрудно спрогнозировать, что в нынешнем году рост продолжится. По данным АКИТ, в первой четверти 2016 года количество отправлений россиянам из иностранных интернет-магазинов выросло на 182%.
Особо привлекательным для зарубежных компаний остается высокий (€1 000 в месяц) порог беспошлинного ввоза. В то время, как в европейских странах он составляет €22. Как уже не раз обсуждалось, этот аспект, столь возмущающий отечественных предпринимателей, для иностранного бизнеса открывает широкие возможности. В 2015 году покупки соотечественников в иностранных магазинах составили 34% от общего оборота онлайн-продаж. Это на 10% больше, чем в 2014 году. Согласно исследованию Ipsos, россияне покупают за рубежом больше, чем все европейцы вместе взятые.
Самыми популярными категориями товаров у российских покупателей являются одежда, обувь и аксессуары (57%), электроника (39%), игрушки и товары, связанные с различными хобби (35%). Такие данные приводит Ecommerce News, однако они не совсем совпадают с выводами АКИТ.
Что касается продвижения в Интернете, то и здесь привлекать внимание наших соотечественников нужно несколько иначе, нежели в той же Европе. 54% поиска в стране все еще осуществляется через национальную систему "Яндекс". Если же говорить социальных сетях, мегапопулярный во всем мире Facebook в России находится лишь на третьем месте по количеству пользователей и уступает "ВКонтакте" и "Одноклассникам".
Что касается мобильной рекламы, то, казалось бы, она открывает широкий простор для деятельности. По данным eMarketer, этот рынок увеличился в прошлом году на 120%. В России около 82 млн пользователей Сети, причем с мобильных в интернет заходят 50 млн человек, а 11,8 млн – вовсе не пользуются для этой цели компьютерами. И, тем не менее, развитие отечественного рынка мобильной рекламы значительно отстает от Европы.
Симоновский настоятельно рекомендует зарубежным предпринимателям, прежде чем выходить на российский рынок, убедиться, что их товар будет принят покупателями. "Поведение и предпочтения российских потребителей в значительной степени отличаются от того, что мы видим в Европе, Азии или Америке. Это значит, что вам нужно быть предельно внимательными и осторожными и провести ряд предварительных тестовых мероприятий", – объясняет он. По его мнению, сначала нужно узнать реакцию россиян на предложение, чтобы заранее знать, с какими трудностями придется столкнуться в дальнейшем. "В любом случае, предварительный запуск позволит сгенерировать интерес потребителей к вашему предложению, привлечет наиболее активных покупателей и гарантирует первые продажи сразу же после того, как товар выйдет на рынок", – говорит Симоновский.
Европейский ритейлеры отмечают и то, что россияне – весьма привередливые покупатели. 63% из них хотя бы раз возвращали приобретенный товар обратно в магазин. Кроме того, соотечественники выдвигают достаточно высокие требования к скорости и качеству доставки. В последнее время они уже не согласны ждать месяц и больше, пока товар придет из иностранного интернет-магазина, и предпочитают доплатить за скорость доставки. Поэтому, выходя на российский рынок, следует предусмотреть различные возможности доставки и соответствующие расценки. Кроме того, по данным собственного исследования Artics Internet Solutions, 60% россиян хотят получать покупки в пунктах выдачи заказов, 38% из них отдают предпочтение автоматическим почтоматам. По данным GFK, в 2015 году почтоматами воспользовались 40% интернет-покупателей.
Еще одна характерная черта российских потребителей – это любовь к оплате наличными. В то время как в Европе подавляющее большинство пользователей рассчитывается за интернет-покупки онлайн, 70% заказов в России оплачивается наличными по факту получения. Однако здесь следует отметить положительную динамику. Еще несколько лет назад пластиковыми картами не платил практически никто, а сейчас число таких пользователей составляет 30%. Кроме того, жители больших городов вообще более склонны к новшествам, и здесь 92% населения хотя бы раз в год совершает онлайн-платежи. "Важно дать российским покупателям возможность оплачивать покупки привычным им способом. В том числе и при помощи электронных платежных систем, наиболее популярными из которых в России являются "Яндекс.Деньги", Webmoney, Pay-Pal, и Qiwi", – говорится в докладе Симоновского.
Ну и наконец, иностранным компаниям следует учитывать тот прискорбный факт, что 80% российских интернет-покупателей не владеют никакими иностранными языками. Поэтому для успешного продвижения на рынке страны необходимо иметь русскоязычную версию сайта и поддержки.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.
Рассмотрим еще одно возможное применение ИТ АУ ДТИП по созданию в Интернете уникальной технологии управления проектами.
Краткая справка. Под проектом понимается совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер (например, строительство нового завода, создание нового серийного изделия и т.п.). Управление проектами - это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками. При этом решаются задачи разработки плана проекта и сопровождения последнего в процессе его реализации.
Задачи по управлению проектами обычно возникают в таких прикладных сферах как проектировании, строительство, производство и бизнес. Для их решения существует масса специальных программных средств, самым известным из которых является Microsoft Project. Почти все они реализуют единую технологию управления проектами, базирующуюся на известных методах критического пути и PERT, а также на диаграммах Ганта. Особенности этой технологии, широко применяемой на практике, состоят в следующем:
· план проекта (т.е. модель его выполнения) представляется в виде диаграммы Ганта или сетевого графика, состоящего из этапов (фаз), каждый из которых включает нескольких последовательно выполняемых работ (задач);
· для каждой работы плана проекта назначаются требуемые ресурсы, после чего рассчитываются стоимости и времена выполнения всех этих работ, а также всего проекта в целом;
· с помощью метода критического пути выполняется улучшение плана проекта для удовлетворения исходных директивных показателей (требуемых стоимости и времени его выполнения), а также для сведения к минимуму стоимости его выполнения за счет перераспределения ресурсов между отдельными его работами. При этом учитываются многочисленные ограничения на суммарные ресурсы по отдельным категориям, а также специфика использования людских и материальных ресурсов;
· после вступления в силу плана проекта производится постоянное отслеживания процесса его выполнения и в случае обнаружения каких-либо отклонений от этого плана - внесение необходимых коррекций в оставшуюся его часть.
Недостатки существующей технологии управлении проектами состоят, на взгляд автора, в следующем:
· в сложности и трудоемкости процедур как составления самого плана проекта, так и его последующей необходимой коррекции, содержащие множество ручных операций, успех выполнения которых определяется опытом разработчика и глубиной знаний самого проекта;
· в фактическом наличии не оптимизации (в чистом ее виде) плана проекта, а его некоторого улучшения по сравнению с исходным вариантом в отношении уменьшения времени или стоимости его выполнения. Иными словами, здесь нет никакой гарантии, что ваш план обеспечит наименьшее время выполнения проекта при заданном ограничении на его стоимость или наоборот - наименьшую стоимость при заданном ограничении на время выполнения. Это прежде всего вызвано тем, что приходится учитывать массу разных ограничений на используемые ресурсы, что затрудняется применение стандартных процедур оптимизации.
Прежде чем изложить суть предлагаемой автором уникальной технологии управления проектами, базирующуюся на ИТ АУ ДТИП (см. выше), заметим следующее: стоимость и время выполнения любого проекта, т.е. его общие показатели определяются объемом его работ (планом проекта), а также назначенными ресурсами по их выполнению. Иными словами, каждая работа проекта характеризуется двумя параметрами, влияющими на его общие показатели: стоимостью и временем ее выполнения. Если мы при этом абстрагируемся от всяких ограничений, связанных со спецификой назначения людских и материальных ресурсов для выполнения работ проекта, что характерно для существующей технологии, то сможем решать такие задачи управления проектами, которые до сих пор были недоступны, а именно: задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью (временем) и временем (стоимостью) выполнения всего проекта или любой оставшейся его части. Предлагаемая технология позволяет это делать. Ниже перечислены ее основные особенности:
· план проекта представляет собой сетевой граф произвольной структуры, состоящий из обычных и вложенных цепочек операций (в известных терминах существующей технологии операция - это работа проекта, а цепочка операций - его этап);
· для любой операции сетевого графа задается набор возможных вариантов ее выполнения, каждый из которых характеризуется двумя параметрами: стоимостью и временем ее выполнения;
· здесь не накладываются никаких ограничений на суммарные ресурсы требуемых категорий за исключением возможного учета временной недоступности ресурсов отдельных категорий. Иными словами, для успешного выполнения проекта в соответствии с его сформированным оптимальным планом нужно обеспечить наличие всех указанных в этом плане ресурсов;
· если некий ресурс требуется для выполнения несколько одновременно протекающих операций проекта, то для устранения конфликтной ситуации между последними предлагается интерпретировать этот ресурс как временно недоступный, выделив для каждой из этих операций отдельное временное окно, в котором этот ресурс может быть ей назначен.
Преимущества предлагаемой технологии по сравнению с традиционной технологией управления проектами состоят в следующем:
· появилась отсутствовавшая ранее возможность решения следующих задач оптимизации плана выполнения любого проекта: а) минимизация стоимости его выполнения при заданных ограничениях (их может быть несколько) на время выполнения; б) минимизация времени выполнения проекта при заданных ограничениях на стоимость его выполнения;
· существенно уменьшилась трудоемкость составления плана проекта, а также его модификации в процессе выполнения (последнее выполняется путем повторного решения оптимизационной задачи, в которую вводятся реализованные значения выполненных операций, включая и ту, длительность или стоимость выполнения которой превысила заданную величину).
Гарантия реализуемости в Интернете предлагаемой технологии управления проектами состоит в следующем:
· в создании автором ключевого для этой технологии программного инструмента - сетевой инструментальной системы оптимизации достижения цели версии 2.1 (СИС ОДЦ 2.1), см. ниже;
· в реализации удаленной процедуры решения через Интернет такого рода задач на примере старой версии 1.5 программы СИС ОДЦ (см. порталы 9 и 11 сайта "Центр внедрения ИТ АУ ДТИП").
Ниже перечислены основные технические характеристики программы СИС ОДЦ 2.1. Полное ее название - "Сетевая инструментальная система оптимизации достижения цели, версия 2.1". Назначение - предоставление возможности любым заинтересованным пользователям оперативно решать через Интернет задачи нахождения оптимального компромисса между стоимостью и временем достижения поставленной цели путем выполнения сетевого графа заданной произвольной структуры (в том числе и иерархической), содержащего множество обычных и вложенных цепочек связанных операций.
Программа СИС ОДЦ 2.1 позволяет находить оптимальный компромисс между стоимостью и временем выполнения сетевого графа, представляющего собой заданную совокупность цепочек связанных операций (обычных и вложенных), направленную на достижение поставленной цели. Каждая из этих операций характеризуется различными вариантами значений стоимости и чистого времени ее выполнения, присущими соответствующим индивидуальным ресурсам, среди которых могут быть и временно недоступные. СИС позволяет минимизировать стоимость (или время) выполнения сетевого графа при заданном ограничении на время (стоимость) его выполнения. Данная система состоит их двух частей: одного удаленного модуля оптимизации (МО), в котором происходит синтез оптимальных стратегий выполнения сетевых графов, и многочисленных автоматизированных рабочих мест (АРМов), ориентированных на конкретных пользователей СИС. Каждый такой АРМ предназначен для подготовки отдельным пользователем исходных данных решаемых им задач и для вывода результатов расчетов. Информационная связь между АРМами и МО осуществляется по Интернету путем обмена файлами входных и выходных данных. При этом МО размещается на отдельном сайте, обеспечивающем оперативность и полную автоматизацию процесса взаимодействия АРМов с данным модулем.
СИС ОДЦ 2.1 позволяет решать задачи нахождения таких стратегий выполнения сетевых графов, при которых достигается одно из двух: а) минимум стоимости выполнения графа при заданном ограничении на время его выполнения или б) минимум времени графа выполнения при заданном ограничении на стоимость его выполнения.
Результатом решения задачи, представляемом в табличном виде, является совокупность оптимальных вариантов выполнения всех операций сетевого графа для каждого заданного временного или стоимостного порога его выполнения. В частности, для каждой операции графа указываются все ее параметры, в том числе и временной диапазон, внутри которого можно варьировать началом ее выполнения.
В основе решения задач оптимизации достижения цели лежит метод численной оптимизации дискретных процессов обслуживания, а также уникальная схема оптимизации таких процессов, разработанная создателем СИС ОДЦ 2.1.
Области возможного использования программы СИС ОДЦ 2.1: проектирование, строительство, промышленное производство и бизнес. Месяц и год ее выпуска - март 2015.
Для внедрения в жизнь предлагаемой технологии достаточно создать сравнительно несложную программу управления проектами (желательно, чтобы она была бесплатной), ключевым элементом которой станет СИС ОДЦ 2.1. Тогда любой индивидуальный или корпоративный пользователь этой программы сможет решать через Интернет свои задачи управления проектами любой сложности, оплачивая при этом лишь результаты их удаленного решения. Свернуть
риэлторы являются гуру в сфере торговли недвижимостью
Свернуть