От "Яндекс.Маркета" требуют блокировать контрафакт
Крупнейшие продавцы и производители электроники предложили "Яндексу" блокировать на "Яндекс Маркете" те интернет-магазины, которые торгуют контрафактными товарами. Об этом пишет ИТАР-ТАСС, ссылаясь на некий "источник, знакомый с деталями переговоров "Яндекса" с членами Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).
Но представитель РАТЭК Антон Гуськов в разговоре с Oborot.ru сегодня частично опроверг эту информацию.
По сообщению ИТАР-ТАСС, крупные ритейлеры предлагают блокировать торговцев по запросу владельцев товарных знаков. может производиться по запросу владельцев товарных знаков, а также предупреждать потребителей о том, что они рискуют приобрести "серый" товар.
В переговорах участвуют "Яндекс.Маркет", ритейлеры "М.Видео", "Связной" и Enter, а также представители вендоров Sony, Apple, Samsung, Canon и другие.
Антон Гуськов, руководитель группы общественный связей РАТЭК, заявил Oborot.ru что эта инициатива "не имеет отношения к РАТЭК". По его словам, в ассоциации действительно существует рабочая группа, которая занимается предложениями по оздоровлению рынка. Но ее позиция сейчас только "вырабатывается, находится в процессе формирования", и конкретные предложения еще не сформулированы.
А вот исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов подтверждает факт переговоров. По его словам, "рассматриваются разные варианты защиты потребителей от "серой" продукции, в том числе возможность перекрытия доступа недобросовестных интернет-ресурсов к популярным информационным площадкам и маркировка сайтов интернет-магазинов при наличии большой вероятности приобретения в них такой продукции".
При этом АКОРТ пока не может объяснить, что именно подразумевается здесь под "серой" продукцией и "контрафактом", однако представители этой ассоциации постоянно смешивают эти понятия.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) Иван Кургузов указывает две основные причины подобных заявлений АКОРТ. Во-первых это "старое и доброе стремление крупных продавцов усложнить конкурентную ситуацию для более мобильных небольших". И во-вторых, то, что покупатели стали воспринимать "Яндекс.Маркет" как торговую площадку. "Крупные продавцы не хотят, чтобы к цене и мобильности небольшого магазина прибавился бренд Яндекса", – объясняет Кургузов.
Это не первая попытка АКОРТ надавить на "Яндекс. Маркет". Так, в апреле на общем собрании членов ассоциации президент и основатель розничной сети "М.Видео" Александр Тынкован указал на то, что "Яндекс" стал мегарегулятором рынка электронной торговли. По его мнению, в создавшейся ситуации компания должна нести ответственность перед потребителями за товары, которые предлагаются на "Яндекс.Маркете". об этих товарах Тынкован сказал, что они "в подавляющем большинстве являются контрафактными или продаются лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность".
Крупные ритейлеры активизировались после того, как "Яндекс" ввел на "Маркете" CPA-модель продаж. Новшества, предложенные поисковиком в июне, еще сильнее обеспокоили некоторых крупных игроков. Теперь магазины смогут продавать свои товары прямо на сервисе, по предоплате с банковской карты или "Яндекс.Деньгами". Таким образом, пользователям стал доступен выбор среди множества малоизвестных и не очень крупных интернет-магазинов. Фактически, к их низким ценам был добавлен очень сильный бренд "Яндекса".
Мы попросили Асю Мелкумову, представителя пресс-службы "Яндекс" прокомментировать переговоры. Она напомнила, что в "Яндекс.Маркете" уже давно действует своя процедура, по которой производитель может попросить проверить сертификаты у магазинов, которые подозреваются в продаже несертифицированного товара. Если информация подтверждается, продавца просят убрать с "Яндекс.Маркета" товары, на которые нет сертификата, и если этого не происходит, магазин отключают. "И этот механизм прекрасно известен как магазинам, так и производителям товаров, а сама процедура хорошо себя зарекомендовала и успешно реализуется на практике уже много лет", – говорит Мелкумова.
"Яндекс.Маркет" много лет системно сотрудничает и с производителями, и с правообладателями. Если наши партнеры в конструктивной форме предлагают идеи, которые можно реализовать и которые позволяют улучшить продукт для пользователей, мы обязательно их внедряем", – подчеркивает спикер "Яндекса". В качестве примера Мелкумова привела изменения, сделанные в системе отзывов. По просьбе ИМ была добавлена возможность перевести решенную проблему в категорию "закрытой", после чего она перестает негативно влиять на рейтинг магазина.
"Мы плотно работаем с РАТЭК в качестве участника этой ассоциации и обсуждаем с другими ее членами многие вопросы электронной коммерции, но мы не можем раскрывать детали до тех пор, пока как все участники обсуждения не договорятся о единой позиции. О предложениях АКОРТ мне ничего неизвестно, поэтому мне сложно подтвердить и комментировать эту тему", – сказала Мелкумова.
Прим.ред: что касается "серых" товаров, напомним, что сейчас на вялотекущем рассмотрении находится идея ФАС с 2020 года легализовать параллельный импорт – ввоз брендовых товаров без разрешения правообладателей товарных знаков.