"Белый ветер" утонул в долгах
Ритейлер “Белый ветер” задолжал своим поставщикам более 700 млн рублей. Против него подано уже 14 исков. Над самой компанией нависла угроза банкротства. Об этом “Ведомостям” рассказали в банке-контрагенте рителейра. Информацию подтвердил и источник, близкий к одному из дистрибуторов, работающих с компанией.
Выяснилось, что "Белый ветер" не рассчитывается со своими поставщиками уже несколько месяцев. Те, в свою очередь, начали обращаться в суды.
“Белый ветер” и раньше допускал перебои с оплатой товаров. Так в Арбитражном суде Москвы в прошлом году ритейлер дважды фигурировал в разбирательствах в качестве ответчика. Тогда дистрибьютор электроники “Дихаус”, входящий в состав группы “Ланит” и являющийся крупнейших кредитором компании, пытался истребовать 457 млн рублей.
Проблемы у ритейлера начались не вчера и во многом были связаны с его имиджем "премиум-продавца" и более высокими, в сравнению со средними по рынку, ценами. Об этом в интервью Oborot.ru рассказывал тогдашний гендиректор "Белого ветра" Данила Васкевич. Оборот компании за 2012 год составил 12 млрд руб (с НДС) и при этом практически не вырос в сравнении с 2011 годом. В то же самое время лидеры среди мультиканальных ритейлеров рвались вперед. Например, у "М.Видео" за 2012 год розничные продажи в целом выросли на 20%, у "Связного" – на 70%. Рентабельность по EBITDA в самой компании оценивали как 3%. В апреле 2013 года "Белый ветер" провел ребрендинг, пытаясь доказать потребителям, что он теперь "демократичный" продавец. За 2013 год ритейлер планировал увеличить оборот на 50%, но в итоге, по данным самой компании, выручка выросла только на 10%.
Как рассказал директор “Дихауса” Юрий Родный, ритейлер и раньше позволял себе просрочки, однако в этом году ситуация качественно ухудшилась. Сейчас “Дихаус” пытается взыскать долги за поставки в первой половине этого года, а основной объем задолженности возник по поставкам техники Apple.
Основатель “Белого ветра ” Юрий Дубовицкий, продавший в свое время контрольный пакет компании Domo, считает, что сеть лишилась лучшего менеджерского состава в данном сегменте рынка. Некогда высокие стандарты качества в области обслуживания клиентов были серьезно снижены, что привело к потере лидерских позиций, в том числе и по инновациям. По оценкам экс-владельца ритейлера, в 2012-2013 годах выручка компании снизилась примерно вдвое, а дефицит оборотных средств увеличился до двух-трех миллиардов рублей.
Генеральный директор “Infoline-аналитика” Михаил Бурмистров уверен, что проблемы “Белого ветра” кроются в отсутствии четкого позиционирования: на полках в равной степени были представлены и телефоны, и компьютеры, и бытовая техника, что изначально ставит продавца в неудобное положение относительно более сфокусированных конкурентов. Еще одна проблема – это высокая долговая нагрузка, которая в прошлом году превысила EBITDA более чем в десять раз.
Представители ритейлера или его акционеров текущую ситуацию никак не комментируют. Зато профессиональное сообщество в выражениях не стесняется.
“Надо работать за то, что зарабатываете, а не выжигать конкурентов, работая себе в минус. “Привет” инвестпроектам и прочим ритейлам, работающим в минус”, – прокомментировал один из интернет-магазинщиков в Facebook.
По итогам прошлого года, “Белый ветер ” находился на 16-й позиции по объему выручки в сегменте электроники, бытовой техники и прочих гаджетов. Для сравнения, в 2007 году сеть, по данным Infoline Retail Russia Top, была на пятой позиции.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.