Продуктовые ритейлеры заинтересовались онлайн-торговлей?
Российские продовольственные сети планируют продвигать продажи через Интернет. Об этом сообщают "Ведомости". Крупнейший продовольственный ритейлер – "Магнит" в начале этой недели организовал на своем сайте подробный опрос покупателей об использовании интернет-магазинов. Кроме того, опубликована вакансия менеджера по интернет-маркетингу. Новый сотрудник должен будет заниматься маркетинговыми акциями в канале online-продаж. Исходя из этого, планы "Магнита" предугадать несложно.
В то же время гендиректор компании Сергей Галицкий заявил изданию, что "Магнит" просто проводит опрос и не намерен запускать онлайн-продажи. "Мы ничего не запускаем", – сказал он. Ранее Галицкий заявлял, что не верит в перспективы продажи продуктов через Интернет, так как слишком высока себестоимость логистики для разовой покупки. А саму интернет-торговлю продуктами питания назвал "уделом богатых". Проведение же опроса объяснил тем, что компания хочет понимать, чего люди хотят.
А вот X5 Retail Group, которая с 2012 г. развивает онлайн-магазин непродовольственных товаров E5.ru, не скрывает, что планирует расширение проекта. "Мы всерьез сейчас изучаем расширение онлайн-торговли за счет продуктов, в том числе продовольственными товарами", – сказал представитель компании Владимир Русанов. Сейчас продовольственные товары представлены в E5.ru ограниченным набором бакалеи – чай, кофе, приправы, конфеты. Компания планирует дополнить ассортимент продукцией с относительно долгим сроком хранения. Решение о сроках осуществления этих планов наблюдательный совет будет рассматривать в марте.
По данным третьего по выручке российского ритейлера "Дикси", стратегия развития сети на ближайшие два-три года не подразумевает выхода на рынок онлайн-торговли. Компания наблюдает за опытом онлайн-торговли как отечественных, так и зарубежных операторов.
Кстати, пока что на рынке онлайн-торговли продуктами питания практически нет крупных игроков. В декабре мы сообщали, что башкирский розничный оператор "Натуральные продукты", развивающий сеть универсамов "Ярмарка", намерен расширить сеть в регионе примерно на 25%, в том числе за счет развития онлайн-продаж
Сейчас на продукты питания приходится лишь 3% объёма российского рынка e-commerce. Рынок электронной торговли в России в 2013 г. вырос на 30% – до 510 млрд рублей, подсчитали аналитики Data Insight. Но на торговлю продуктами питания приходится очень небольшая его доля – его объем составляет $250-300 млн, оценивает партнер Data Insight Федор Вирин. Исключительно в онлайне рынок представлен всего 50 игроками, из которых многие работают в определенных нишах, например, специализируются только на торговле фруктами, эко-товарами, бутилированной водой и пр. При этом концентрация рынка очень высока: 70-80% занимает "Утконос" (во всяком случае, так оценивает свою долю компания).
Правда, не стоит забывать о том, что доставкой товаров занимаются и мультиформатные сети. К примеру, та же X5 Retail Group. Доставку продуктов можно заказать и у "Седьмого континента". А "АШАН Россия" готовится запустить проект Auchan Drive. Это площадка при обыкновенном магазине, где покупатель сможет забрать товары, заказанные ранее через Интернет, даже не выходя из своей машины. А во Франции действует сразу несколько интернет-проектов группы, которые затем экстраполируются на другие страны присутствия. Например, Auchandirect – сайт, созданный еще в 2001 г. – позволяет заказывать через Интернет продукты питания.
Дефицит предложения в сегменте продуктов питания – бич не только России, но и всего мира. Причин несколько. Прежде всего – это высокий порог вхождения на рынок. К тому же, требуются большие инвестиции в оснащение складов, поскольку технологии комплектования и доставки должны учитывать температурный режим и требования товарного соседства. Еще одна особенность продуктового интернет-магазина в том, что он должен предоставлять актуальную информацию о продукте на сайте.
Эксперты признают и другой барьер входа на рынок продтоваров, заказанных через Интернет. Крупные офлайн-сети могут позволить себе закупать большие партии товаров, претендуя на более выгодные условия от поставщиков. Поэтому чтобы предложить покупателю приемлемую цену, интернет-магазин должен ориентироваться на большие объемы заказов. Учитывая это, мелкие проекты рассматривают вариант ухода в конкретные ниши.
К примеру, интернет-магазин Yonamart, торговавший продуктами питания около двух лет, перешел из формата интернет-супермаркета в нишевой магазин с уменьшенным ассортиментом.
Тогда в этой области магазин может предложить и лучшее знание товара и лучшие консультации и дополнительные услуги.
Проблема в том, что далеко не везде эти доп. услуги и консультации по товару нужны)
Если говорить про нашу с вами сферу (общую), то они нужны конечно. Но нельзя не отметить и тот факт, что в нашей сфере все хорошо из-за отсутствия по-настоящему крупных игроков. Либо невозможности их работы в ней в принципе, что более вероятно, учитывая ньюансы работы Свернуть