Россиянам запретят заказывать смартфоны из Китая? Минпромторг это отрицает, но участники рынка ecommerce готовятся к худшему
1После принятия поправок в таможенное законодательство в Россию может быть усложнен или совсем невозможен индивидуальный ввоз смартфонов и фотоаппаратов, кормов для животных и лекарственных средств, обуви и одежды, других товарных категорий. О рисках c зарубежными покупками предупредили игроки рынка интернет-торговли, включая представителей крупнейших маркетплейсов.
Изменения разработаны в конце прошлого года и могут быть приняты в ближайшее время. Суть поправок в следующем:
- товары трансграничной электронной торговли выделяются в отдельную категорию;
- вводится понятие института оператора электронной торговли (будет осуществлять таможенное декларирование, уплачивать в отношении таких товаров таможенные пошлины, налоги, нести ответственность за недостоверное таможенное декларирование);
- вводятся декларации на товары электронной торговли;
- создаются специальные таможенные склады для товаров, продающихся через интернет.
Действующий в настоящее время закон предполагает, что товар, приобретенный на зарубежных интернет-платформах, ввозится в РФ как продукция для личного пользования. Поэтому к нему применяются облегченные условия ввоза, позволяющие не предоставлять никаких разрешительных документов.
После внесения поправок облегченные условия будут применяться, только если физлицо ввозит или вывозит товар через границу в багаже, или если в его адрес отправляет другое физлицо, или такую посылку доставляют почтой либо перевозчиком.
Проще говоря, на каждый заказанный товар из интернет-магазина покупатель будет вынужден оформить такой же пакет разрешительных документов, как крупный бизнес оформляет на коммерческую партию. Оформление всех сертификатов, нотификаций и деклараций соответствия на индивидуальную посылку будет многократно превышать стоимость самого товара и занимать до трех месяцев.
С отдельными категориями товаров пройти процедуру со штучным товаром будет крайне сложно или в принципе невозможно.
Это касается, например, смартфонов, "радионянь", лекарственных средств, сыров и колбас, овощей и фруктов, кормов для животных. И еще всех товаров, которые маркируются "Честным знаком": духов, шуб, обуви, одежды, текстиля для дома, фотоаппаратов.
Например, если покупатель заказал футболку на онлайн-площадке, ему придется ее промаркировать при ввозе через границу, но сейчас у физлиц просто нет возможности осуществлять маркировку самостоятельно.
Наиболее сильно изменение правил может повлиять на компании, которые ориентированы преимущественно на трансграничную торговлю: AliExpress, CDEK.Shopping, направления Global у Ozon и Wildberries для покупки российскими клиентами товаров из-за рубежа, а также на "Почту России".
"Почта России", и так сейчас терпящая убытки, может столкнуться со значительной потерей доходов, поскольку для компании этот сегмент является важной высокомаржинальной частью бизнеса. В трансграничных поставках у крупнейших маркетплейсов доля "Почты" достигает 50–60% по отношению к другим перевозчикам.
Потенциальная проблема обсуждалась на встрече рабочей группы при Минпромторге.
Обсуждалась необходимость установить исключения из общего порядка применения нетарифных мер по аналогии с товарами для личного пользования. Но вопрос вызвал разногласия между участниками рынка.
Чиновники настаивают, что предстоящие изменения в Таможенный кодекс не предусматривают, что у физлиц появятся обязанности по нанесению кодов маркировки и работе с системой "Честный знак", поэтому для физических лиц порядок приобретения через электронные площадки маркируемых товаров якобы не изменится.
Представители маркетплейсов говорят, что это не так.
Представитель Минпромторга заявил, что ведется "комплексная работа по формированию нормативной правовой базы для внедрения в практику новой категории товаров".
В частности, предполагается, что товары электронной торговли будут подразделяться на две категории: предназначенные для реализации физлицам (оптовые партии) и приобретенные физлицами.
В министерстве отметили, что сейчас прорабатывается возможность распространить на товары электронной торговли, приобретенные физлицами, действующего порядка для товаров личного пользования, отправляемых через международную почту или перевозчиков.
Сами же покупатели в лице общественных организаций потребителей находятся на стороне маркетплейсов. Они вовсе не хотят удорожания импортных товаров.
"Растущий спрос на онлайн-покупки из-за рубежа в значительной части компенсирует сужение доступа к мировым рынкам. Это надо ценить и не ограничивать эти возможности. Знаю и позицию крупных офлайн-продавцов: в маркетплейсах они видят конкурентов, имеющих по закону преимущества, при этом требуют не уравнять их в этих преимуществах, а возложить на них ту же нагрузку, под которой находятся сами, игнорируя принципиально иной характер их деятельности", — заявил председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Представитель ЕЭК сообщил, что изменения в Таможенный кодекс вступят в силу после ратификации соответствующего документа последней страной — участницей союза и ее уведомлением об этом комиссию.
Пока никто из стран — участниц ЕАЭС не ратифицировал новые правила.
Также читайте на нашем сайте:
- 5% с каждой посылки! В России могут обнулить нормы бесплатного ввоза зарубежных товаров
- Неожиданно много посылок с электроникой. За что таможня тормознула грузы "Почты России"?
- Wildberries закрепил за собой право продавать зарубежному селлеру его же товар при невыкупе за пределами его родной страны
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.