подписка
Подписаться
13/06/2023

Российский рынок грузовиков: сколько у нас продается китайских машин и что ограничивает их экспансию

Российский рынок коммерческой грузовой техники восстанавливается. Продажи тягачей растут: за 4 месяца 2023 года  покупатели приобрели 38 586 грузовиков. Два года назад за этот же период было продано 29 032 грузовика. Но при этом российский рынок все больше захватывают китайские производители большегрузов.

Основные растущие сегменты: магистральные тягачи и тяжелые самосвалы. Таким образом спрос двигают логистика и жилищное строительство.

С началом спецоперации "большая европейская семерка" (MAN, DAF, Iveco, Renault, Volvo, Scania и Mercedes-Benz) ушла из России. Однако почти сразу на место ушедших пришли китайские бренды, которые еще "прихватили" и часть клиентов КАМАЗа.

По данным "Автостата", за четыре месяца 2023 года доля КАМАЗа упала с 40,2 до 25,3%, это значительное падение. С января по апрель продан 9751 грузовик, тогда как год назад за тот же период – 11 129. Эти показатели ниже, чем в "довоенном" 2021-м, когда было продано 10,5 тыс. грузовиков, а доля составляла 36%.

грузовики инфографика

После КАМАЗа самым продаваемым тягачом в РФ стала модель  C7H китайского бренда Sitrak: за 4 месяца реализовано 6132 тягача.

самый популярный китайский грузовик в России

Тройку лидеров замыкает Shacman – с января по апрель 2023 года продано 5160 грузовиков.

Если брать отдельно недавно закончившийся май, то по данным "Автостата" за этот месяц реализовано 11309 новых грузовиков – в 2,6 раза больше, чем год назад.

И вот по итогам этого весеннего месяца в ТОП-5 четыре марки – китайские:

  1. КАМАЗ – 2832 машины (+76%);
  2. SITRAK – 2077;
  3. Shacman – 1444;
  4. FAW – 1034;
  5. Howo – 624 .

У последних трех марок продажи выросли  в 2,6-7,4 раза.

Тем не менее, у  КАМАЗа оптимистичные прогнозы – впервые с 2007 года продажи превысят 100 тыс. машин (в 2021 году – 79 тыс., в 2022-м – 75 тыс.). Собственный план выпуска – 44 тыс. грузовиков. При этом продажам КАМАЗа должно помочь повышение утильсбора.

В КАМАЗе пообещали до конца года не поднимать цены на седельные тягачи и самосвалы, если правительство поднимет утильсбор.

Утильсбор выплачивается за технику и российского производства. Но для отечественных заводов действуют промышленные субсидии, которые по факту его компенсируют. В результате утильсбор стал мерой поддержки автопрома (просто поднять ввозные пошлины не позволяют правила ВТО).

Сейчас дополнительная защита потребовалась от экспансии китайских брендов. Главное соблюсти баланс – чтобы это решение не ударило по российским перевозчикам, которые столкнутся с ростом цен на импортные большегрузы. Полностью покрыть внутренний спрос КАМАЗ не в состоянии, об этом Оборот.ру уже писал.

Почему китайцы выигрывают по сравнению с КАМАЗом?

  • Немалая часть тяговитых "китайцев" — это лицензионные копии западных машин. Sinotruk и Shacman взяли за основу для своих машин решения MAN, Foton — в партнерстве с Daimler, Hongyan — с IVECO и т.д.
  • Китайские машины производят на современном оборудовании по современным стандартам.
  • Благодаря сотрудничеству с европейцами им было проще проанализировать наш рынок и заместить своих западных коллег: где были востребованы тягачи MAN, туда заезжали их аналоги из Китая.
  • При необходимости китайские производители могут использовать западные комплектующие, а российский производитель — нет.
  • Стоят "китайцы" обычно дешевле моделей КАМАЗа, хотя есть бренды, продукция которой стоит почти столько же.

камаз против китайцев

По техническим параметрам, КАМАЗ особо не выделяется среди китайских брендов.

Двигатель KAMAZ R6 выдает 450 л. с. и уступает конкурентам (хотя есть возможность перепрошивки до 750 л. с. путем установки, например, двух турбин). Dongfeng и Hongyan могут предложить за такую же цену до 520 л. с. "под капотом". Благодаря этому машина может возить больше грузов и чувствовать себя увереннее на российских дорогах даже при перегрузках.

Мосты у  КАМАЗа при этом китайские (как, кстати, и коробка передач) и со схожей предельной нагрузкой.

Далее у КАМАЗа один из самых низких, по заверениям производителя, расход топлива. Но во всем остальном, если смотреть на цифры, он вполне обычный. И при этом дорогой.

Похвастаться отечественный флагман может самым длительным межсервисным интервалом — 120 тыс. километров. У китайских брендов он по документам не превышает 50 тысяч. Но на практике тут как повезет.

В плане гарантии все плюс-минус схоже у всех игроков — 12 месяцев. КАМАЗ дает 24 месяца, больше него только Foton — 36 месяцев.

Что мешает китайским производителям просто взять и захватить весь рынок?

Главная проблема у брендов из Поднебесной – уровень сервиса.

И если комплектующие для этих грузовиков можно купить практически везде, то со специализированными сервисными центрами ситуация пока не очень. Сеть умеющих обслуживать китайские машины СТО наиболее развита за Уралом, в европейской части России она пока только развивается.

Большие проблемы возникают с гарантийным обслуживанием. Более-менее нормальная политика среди китайских брендов есть у Jac и Dongfeng. Но чаще всего подтверждения какой-либо гарантии с завода нет, каждый дилер ее несет сам.

Кроме того, возникают и чисто технические проблемы, не зря понятие "китайский производитель" стало мемом.

Водители жалуются на

  • не самые надежные движки, которых не хватало на тяжелых участках дороги или рабочих площадках,
  • постоянные поломки электроники,
  • не лучшее утепление в кабинах
  • неприспособленность к резким перепадам температур.

Тем не менее, китайские бренды пришли на российский рынок грузовиков всерьез и надолго. Эксперты прогнозируют, что они будут откусывать по 8% в год.

К тому же сейчас КАМАЗу сложно нарастить производство в соответствии со спросом: завод завален военными заказами.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
14/06/2023
Яндекс Маркет откроет 9 тысяч ПВЗ в отделениях "Почты России"
Отделения, которые выдают заказы с маркетплейса, можно узнать по брендированным табличкам. При этом более 200 пунктов появятся в отдаленных селах двух очень перспективных для ecommerce регионов РФ... Подробнее
09/06/2023
Не курьеры и не ПВЗ. Больше половины клиентов "СберМегаМаркета" предпочитают доставку по клику - за 30 минут из ближайшего даркстора
Т.е. люди хотят не пойти в ПВЗ, не ждать часами дома курьера, а после уведомления (SMS или пуш) о поступлении их заказа на ближайший мини-склад маркетплейса, а потом получить его с курьером в тридцатиминутном интервале... Подробнее
Мария Мартынова
Заместитель исполнительного директора, «Курьер Сервис Экспресс»
08/06/2023
Экспресс-доставка: какому бизнесу она необходима и как организовать логистический процесс
Кому необходима экспресс-доставка? Как ее организовать? Какие современные цифровые инструменты используются при быстрой доставке? На эти и другие вопросы отвечает заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова... Подробнее
Лёля Маяковская
Менеджер отдела SEO, Mayak.bz
07/06/2023
Где, как часто и сколько готовы дать курьерам "на чай" отправители посылок? - обсуждение 3
Никогда не перестану удивляться щедрости и простоте нашего народа. То курьеру переведут, а он так то зп за это получает, то блогерам и инфоцыганам !=))))
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Игорь А.
ИП, B2B-услуги (Детские товары, небольшая компания)
06/06/2023
“Почта России” запустила ещё один контейнерный поезд - обсуждение 2
"...китайских (и не только)" - это чьи же товары? (рядом только Монголия и сев. корея)
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика