Российский рынок седельных тягачей: китайцы нарастили поставки в 50 раз, но этого мало
До конца 2023 года российские перевозчики могут столкнуться с очень ощутимым дефицитом новых магистральных тягачей. Эксперты посчитали, что рынку потребуется около 25 тыс. таких машин. Однако отечественные производители смогут отгрузить покупателям не более 10 тысяч тягачей, что и наполовину не покроет потребность. Дефицит повлечет за собой рост стоимости грузоперевозок, а следовательно, товаров и услуг для конечного потребителя.
По оценкам участников рынка — ПЭК, "ТРАСКО", GXO, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) и ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), дефицит тягачей к концу года достигнет 55%. Давайте разберемся, что стало его причиной и к чему все приведет.
У образовавшегося на рынке дефицита тягачей есть несколько причин.
- Многие перевозчики вынужденно поставили обновление парков на паузу еще в 2020 году из-за пандемии COVID-19.
- Ситуацию усугубил глобальный дефицит микрочипов. Из-за него сократилось производство всех видов автомобилей, в т.ч. и тягачей
- Из России ушла "большая европейская семерка": DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo.
- Российские заводы не могут оперативно нарастить выпуск тягачей из-за санкций, которые привели к нехватке комплектующих.
- Производители из КНР готовы поставлять на российский рынок свои большегрузы, они уже в 50 раз нарастили поставки (с 200 штук в 2021 году до 4,8 тыс. в 2022 году). Но здесь есть и вина российских чиновников: очень сильно тормозит импорт техники длительный срок сертификации китайских авто – не менее 4 месяцев.
Дефицит тягачей создает множество проблем для рынка. В первую очередь, это означает очередное удорожание самих перевозок, которое сказывается на стоимости товаров, попадающих на полки офлайн- и онлайн-магазинов.
Стремительными темпами дорожают и сами тягачи.
Машины от "Большой европейской семерки" (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo) сейчас поставляются в РФ только по схеме параллельного импорта. Это привело к повышению цен на автомобили на 70%.
Большое количество транспортных компаний теперь не могут позволить себе подобную покупку. К тому же выросла и стоимость запчастей для "европейцев", которые порой просто не достать.
Выросли цены и на российскую технику, из-за увеличения стоимости производства. В частности, цена нового тяга КамАЗ возросла с 9 до 12 млн рублей в дилерских центрах.
На этом фоне стоимость китайских тягачей выглядит привлекательно — 9 млн рублей.
Но тут вопрос осложняется тем, что автомобильные бренды из КНР только заходят на российский рынок, и их сервисные центры можно найти только в центральной части РФ. Однако если продолжится настолько активный переход на китайский рынок, то сервисных центров со временем будет появляться больше.
Дорожают не только сами большегрузы. По данным ПЭК, в среднем по рынку стоимость запчастей выросла в прошлом году на 20-50%, технического обслуживания — на 30%.
А парк техники не молодеет. Уже сейчас его средний возраст машины российских грузоперевозчиков превысил 20 лет. В результате такого устаревания растет аварийность на дорогах, начинает страдать безопасность грузоперевозок.
Какие варианты выхода из сложившейся ситуации предлагают эксперты?
- Необходимо упростить механизм допуска на наш рынок китайских тягачей и сократить сроки. В Китае есть собственные испытательные полигоны. Поэтому можно рассмотреть вопрос о признании в России сертификатов соответствия из Китая.
- Снизить таможенные пошлины, вплоть до 0%, в отношении тягачей категории Евро-5 и более современных. Подобное решение увеличит экологичность и безопасность грузоперевозок. При этом отечественные производители получат время для адаптации и увеличения производственных мощностей.
- Увеличить список параллельного импорта тех запчастей, которые до сих пор не учтены.
- Конечно же, увеличение объемов собственного производства.
По данным "Автостата", уже в первом квартале продажи грузовиков в РФ выросли год к году на 20,9%, до 26,7 тыс. машин (эта статистика включает в себя и авто с пробегом).
Наибольшим спросом пользуются магистральные тягачи с колесной формулой 4х2.
Лидером остается КамАЗ, занявший 25% рынка по итогам января — марта. Но год назад у него было 40,3%.
Долю рынка у российского автогиганта отъедают как раз китайские большегрузы:
Так, 15,2% продаж приходится на Sitrak, который годом ранее вообще не был представлен на рынке, еще 13,5% у Shacman, у FAW — 8,9%, Howo — 6,8%.
Между тем, правительство РФ решило поддержать отечественный автопром программой льготного лизинга. На сегодняшний день по этой схеме реализовано более 4,2 тыс. седельных тягачей и получено 1,3 млрд руб. субсидии. Еще примерно 0,7 млрд руб. забронировано под конкретные сделки. Скоро правкомиссия по транспорту рассмотрит возможность возобновления программы, которая стимулирует приобретение отечественных седельных тягачей за счет субсидий.
Также читайте на нашем сайте:
- Зачем номерные знаки российских грузовиков собираются оснастить специальными чипами?
- В России начали принимать предзаказы на электрогрузовики на базе УАЗа
- Крупные российские перевозчики распродают свои грузовики
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Названы ли имена и фамилии CIO и других руководителей?
... Подробнее