Рейсов стало на 30% меньше, каждый пятый грузовик простаивает. Что происходит на рынке автогрузоперевозок?

В январе — феврале 2025 года по сравнению с началом прошлого года клиенты заказали на 30% меньше грузовых рейсов. Это данные Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов "Автогрузэкс".
Указанное отраслевое объединение заявляет, что около 20% фур простаивают, а в некоторых частях страны (например на Урале и в Поволжье) "на приколе" 40% грузовиков.
Множество заметных игроков рынка грузовых автоперевозок подтверждают непростую ситуацию в отрасли.
Так, руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок логистического оператора Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулин считает, что с начала 2025 года количество грузоперевозок в целом по стране сократилось примерно на 20%.
По данным главы транспортного холдинга ГЛТ Павла Горбунова, средний срок поиска заказов увеличился на 67% год к году, до четырех-пяти дней. Он добавил, что больше всего, на 35%, упал спрос на доставку DIY-товаров и строительных материалов. Павел Горбунов связывает это с приостановкой инфраструктурных проектов.
Замгендиректора по автомобильным перевозкам компании "Траско" Александр Шилинчук объясняет снижение грузоперевозок тем, что потребительская активность снижается, а маркетплейсы и крупные ритейлеры расширяют собственные автопарки.
В прошлом году стоимость грузовых автоперевозок в среднем по рынку выросла на 30%. Это не самый сильный рост цен в логистике, но и не самый скромный. Для сравнения: авиадоставка стала дороже на 60%, внутригородская логистика — на 10-15%.
Но даже при таком росте цен на фрахт, участники рынка говорят, что еще недавно комфортная рентабельность у перевозчиков была на уровне 10-15%, но в текущих условиях она снизилась до 3-7%. А дело в том, что расходы на зарплату, запчасти и другие расходники растут еще быстрее.
Некоторые представители отрасли говорят, что ситуация даже сложнее:
Например, гендиректор группы компаний Delko Санджар Ашуралиев полагает, что себестоимость автоперевозок в 2024 году выросла минимум на 15% в зависимости от территории и направления, а средневзвешенная ставка на перевозку, наоборот, упала более чем на 15%.
Падение объемов грузоперевозок связано также с резким увеличением ключевой ставки, кредитных и лизинговых платежей. По данным компании "Газпромбанк лизинг", из-за сложностей в работе к концу 2024 года автоперевозчики вернули лизингодателям около 17,5 тысяч грузовиков.
Замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян подтверждает, что достаточно перевозчиков, готовых возить заказы по себестоимости, чтобы только не простаивал транспорт, было чем рассчитываться с лизинговыми компаниями и платить зарплату водителям.
В ассоциации "Автогрузэкс" считают, что до 20% транспортных бизнесов балансируют на грани банкротства.
Что будет дальше?
Из-за возможного ухода крупных и небольших компаний количество транспорта снизится на 10%, полагает гендиректор ТК "Орда" Руслан Сафин.
Т.е. предложение станет меньше. Более мелкие игроки покинут рынок грузоперевозок, а остальные вынуждены будут поднять расценки, чтобы компенсировать убытки, которые несут сейчас.
Большинство опрошенных экспертов прогнозируют рост тарифов на 20-30%.
Читайте также другие новости:
- Все больше возим через Казахстан? Спрос на грузовые автоперевозки из этой страны в Россию растет на десятки процентов
- Все из-за маркетплейсов? Тарифы на автоперевозки продолжают расти
- Крупные российские перевозчики распродают свои грузовики
- Тысячи фур с китайскими товарами застряли под Брестом: Польша не пропускает грузовики в свою сторону
- Чем таскают фуры по России? ТОП-5 новых и бэушных тягачей на рынке РФ по версии Авито Спецтехники
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Прецедента здесь тоже не наблюдаю, в практике достаточно примеров, когда по искам потребителей суд заменял ответчика с продавца на маркетплейс и его логиста
Чем более жестко селлеры будут заявлять о себе, тем более МП будут заинтересованны в решении таких вопросов на уровне сервис-деска, а не на полях СМИ и телеграмм -каналов Свернуть