подписка
Подписаться
09/02/2018

Пятый антимонопольный. Как ФАС собирается регулировать интернет-рынок

Пятый антимонопольный. Как ФАС собирается регулировать интернет-рынок

Вскоре на российском рынке интернет-торговли могут существенно измениться правила игры. Как сообщает "КоммерсантЪ", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала пятый антимонопольный пакет поправок к законодательству. И он почти полностью направлен на регулирование онлайна. Также чиновники попытаются  закрепить свое право регулировать деятельность в России международных интернет-компаний. Рабочая версия пакета поправок оказалась в распоряжении "Коммерсанта".

Одна из главных идей пакета – для  злоупотребления конкуренцией в Интернете, не обязательно занимать монопольную долю на рынке какого-либо товара. Иногда достаточно поставить себе на пользу "ценовые алгоритмы" и "сетевые эффекты".  Ранее таких понятий в отечественном законодательстве вообще не было.

Замглавы ФАС Сергей Пузыревский рассчитывает, что антимонопольный пакет будет внесен в правительство в течение весны 2018 г. Проект уже отправлен в целый ряд отраслевых ассоциаций. Предложения поддерживают в первую очередь малые и средние компании.

Поправки вводят в законодательство понятие "сетевого эффекта".  Сетевой эффект – это получение  экономических преимуществ от количества пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных. Сетевой эффект может стать основанием для признания компании доминирующей на рынке, даже в том случае, если она занимает меньше 35% в своей нише. И это непосредственно может коснуться таких платформ, как, например, Яндекс.Маркет.

Ужесточится согласование крупных сделок, предписания ФАС к которым придется строго соблюдать, особенно иностранным компаниям.

fasss

В  законодательство предлагают ввести еще один термин «ценовой алгоритм». Это софт, с помощью которого компании могут мониторить цены на рынке или участвовать в торгах.

Использование ценовых роботов станет обстоятельством, отягчающим административную ответственность при злоупотреблении доминирующим положением, манипулировании ценами и при других нарушениях. Например, ФАС уже сейчас  намерена наказать за использование "ценовых роботов" ООО "ЛГ Электроникс РУС", российского филиала южнокорейской компании LG.

Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов считает, что поправки являются наступлением на позиции крупных интернет-компаний вроде Apple, Google, Microsoft, Uber, Alibabа. "ФАС хочет окончательно легализовать право контролировать экстерриториальные платформы-монополисты", – отметил он.

Участники рынка соглашаются пока лишь анонимно комментировать законопроект. Представитель российской компании, управляющей маркетплейсом, заявил, что ряд положений законопроекта может негативно повлиять на развитие новых форматов онлайн-торговли, например, маркетплейсов. Ведь, предложения ФАС означают, что, например, "Яндекс.Маркет" может быть признан доминирующим игроком. В "Яндекс.Маркете" и AliExpress отказались комментировать положения законопроекта.

По мнению директора Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексея Иванова, какие площадки подпадут под регулирование вопрос спорный. Цифровыми платформами можно также считать "Яндекс.Такси", Amazon или eBay. В самом eBay так не считают. "В своей деятельности eBay никак не влияет и не может влиять на условия обращения каких бы то ни было товаров на рынке", – заявил генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов.

В Евросоюзе рынок онлайн-торговли уже регулируется целым рядом специальных документов. Например, в июне 2017 года Еврокомиссия оштрафовала компанию Alphabet (владелец Google) на €2,42 млрд за нарушение антимонопольного законодательства. По мнению чиновников, при формировании поисковой выдачи Google ставил на первые места товары партнеров компании из сервиса Google Shopping, что приводило к падению позиций товаров конкурентов. Еврокомиссия вынесла решение о размере штрафа за нарушение правил здоровой конкуренции. Еще в начале лета было понятно, что это будет беспрецедентная сумма, которая могла достичь $9 млрд.

Аналогичные претензии к Google и его сервису Google Shopping были и у американских властей. Так, в среднем ссылка на наиболее популярный агрегатор товаров, не принадлежащий Google, оказывалась лишь на четвертой странице поиска.

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
Дарья Костенко
Главный редактор, Oborot.ru
09/02/2018
Латиноамериканский детектив: все, что известно о деле "Додо Пицца"
Бизнес "Додо Пицца" обвинили в распространении наркотиков, а его основателя Федора Овчинникова вызвали на допрос. Официально - пока в качестве свидетеля... Подробнее
09/02/2018
Онлайн обогнал офлайн по продажам билетов на поезда
Доля продаж электронных билетов на поезда в январе 2018 года превысила 50%... Подробнее
Andrey Grankin
Commercial Director, Slava trade house
17/01/2018
Почему доставка из китая стоит копейки и почему мы ничего с этим поделать не сможем 9

Китай (вторая по размеру экономика в мире после США) в рамках системы UPU с 1969 года ДО СИХ ПОР ПОЧЕМУ-ТО считается развивающейся страной и в итоге получает самые минимальные тарифы что-то типа 1,5 доллара на отправку малых пакетов по всему миру.
Евгений Новиков
 Евгений Новиков
Руководитель, Трейд-1



Судя по сайту UPU "contribution points" США - 50 единиц, Китая - 25, России - 15, Белоруссия и Армения - 1. Т.е. тарифы для российских посылок должны быть ниже китайских, а для Белоруссии вообще даром, чего не наблюдается.
По всей видимости, мухлёж где-то в китайском ePacket.

Засылали ли вы эту информацию в АКИТ? Напишите мне, пожалуйста, свои контакты.
Еще
Форум Тенденции развития Российские тенденции