Пятый антимонопольный. Как ФАС собирается регулировать интернет-рынок
Вскоре на российском рынке интернет-торговли могут существенно измениться правила игры. Как сообщает "КоммерсантЪ", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала пятый антимонопольный пакет поправок к законодательству. И он почти полностью направлен на регулирование онлайна. Также чиновники попытаются закрепить свое право регулировать деятельность в России международных интернет-компаний. Рабочая версия пакета поправок оказалась в распоряжении "Коммерсанта".
Одна из главных идей пакета – для злоупотребления конкуренцией в Интернете, не обязательно занимать монопольную долю на рынке какого-либо товара. Иногда достаточно поставить себе на пользу "ценовые алгоритмы" и "сетевые эффекты". Ранее таких понятий в отечественном законодательстве вообще не было.
Замглавы ФАС Сергей Пузыревский рассчитывает, что антимонопольный пакет будет внесен в правительство в течение весны 2018 г. Проект уже отправлен в целый ряд отраслевых ассоциаций. Предложения поддерживают в первую очередь малые и средние компании.
Поправки вводят в законодательство понятие "сетевого эффекта". Сетевой эффект – это получение экономических преимуществ от количества пользователей торговой платформы, в том числе за счет сбора и обработки данных. Сетевой эффект может стать основанием для признания компании доминирующей на рынке, даже в том случае, если она занимает меньше 35% в своей нише. И это непосредственно может коснуться таких платформ, как, например, Яндекс.Маркет.
Ужесточится согласование крупных сделок, предписания ФАС к которым придется строго соблюдать, особенно иностранным компаниям.
В законодательство предлагают ввести еще один термин "ценовой алгоритм". Это софт, с помощью которого компании могут мониторить цены на рынке или участвовать в торгах.
Использование ценовых роботов станет обстоятельством, отягчающим административную ответственность при злоупотреблении доминирующим положением, манипулировании ценами и при других нарушениях. Например, ФАС уже сейчас намерена наказать за использование "ценовых роботов" ООО "ЛГ Электроникс РУС", российского филиала южнокорейской компании LG.
Омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов считает, что поправки являются наступлением на позиции крупных интернет-компаний вроде Apple, Google, Microsoft, Uber, Alibabа. "ФАС хочет окончательно легализовать право контролировать экстерриториальные платформы-монополисты", – отметил он.
Участники рынка соглашаются пока лишь анонимно комментировать законопроект. Представитель российской компании, управляющей маркетплейсом, заявил, что ряд положений законопроекта может негативно повлиять на развитие новых форматов онлайн-торговли, например, маркетплейсов. Ведь, предложения ФАС означают, что, например, "Яндекс.Маркет" может быть признан доминирующим игроком. В "Яндекс.Маркете" и AliExpress отказались комментировать положения законопроекта.
По мнению директора Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексея Иванова, какие площадки подпадут под регулирование вопрос спорный. Цифровыми платформами можно также считать "Яндекс.Такси", Amazon или eBay. В самом eBay так не считают. "В своей деятельности eBay никак не влияет и не может влиять на условия обращения каких бы то ни было товаров на рынке", – заявил генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов.
В Евросоюзе рынок онлайн-торговли уже регулируется целым рядом специальных документов. Например, в июне 2017 года Еврокомиссия оштрафовала компанию Alphabet (владелец Google) на €2,42 млрд за нарушение антимонопольного законодательства. По мнению чиновников, при формировании поисковой выдачи Google ставил на первые места товары партнеров компании из сервиса Google Shopping, что приводило к падению позиций товаров конкурентов. Еврокомиссия вынесла решение о размере штрафа за нарушение правил здоровой конкуренции. Еще в начале лета было понятно, что это будет беспрецедентная сумма, которая могла достичь $9 млрд.
Аналогичные претензии к Google и его сервису Google Shopping были и у американских властей. Так, в среднем ссылка на наиболее популярный агрегатор товаров, не принадлежащий Google, оказывалась лишь на четвертой странице поиска.
Евгений Новиков Руководитель, Трейд-1 |
Судя по сайту UPU "contribution points" США - 50 единиц, Китая - 25, России - 15, Белоруссия и Армения - 1. Т.е. тарифы для российских посылок должны быть ниже китайских, а для Белоруссии вообще даром, чего не наблюдается.
По всей видимости, мухлёж где-то в китайском ePacket.
Засылали ли вы эту информацию в АКИТ? Напишите мне, пожалуйста, свои контакты. Свернуть