Каждый десятый товар. Продажи СТМ в онлайне у ритейлеров продолжают расти
11% товаров, проданных онлайн-ритейлерами FMCG в апреле-августе 2022 года, оказались собственных торговых марок продавцов. При этом в непродуктовых категориях доля СТМ достигла уже 19% (т.е.почти каждый пятый купленный товар). Об этом говорится в исследовании NielsenIQ. Стоит оговорить, что аналитики рассматривали только омниканальный рынок товаров повседневного спроса (данные маркеетплейсов при этом не исследовались).
Импульс для развития собственных марок придал ажиотажный спрос, когда в марте 2022 года потребители совершали закупки, не отдавая предпочтение конкретным брендам, считают аналитики. Тогда они "распробовали" раньше не покупавшиеся товары и поняли, что зачастую те не уступают по качеству брендам. У некоторых крупных сетей, включая "Магнит" и "Азбуку вкуса", доля реализации СТМ-продукции через интернет достигает даже 15–24%.
Роль товаров собственных марок в онлайне двоякая, отмечают эксперты:
- с одной стороны, они так же, как и в офлайне, привлекают экономных покупателей и заменяют ушедшие бренды, это стало особенно актуально после 24 февраля,
- с другой стороны, СТМ-товары позволяют повысить рентабельность сервисов доставки ритейлеров. Себестоимость и траты на продвижение у них ниже, а значит, выше маржа.
Доля онлайн-продаж СТМ у омниканальных игроков уже сравнялась с показателями офлайн-рынка: по данным NielsenIQ, они составили 11,5% за аналогичный период. Но при этом доля СТМ у омниканальных ритейлеров выше, чем у тех ритейлеров, кто присутствует только в онлайне.
В разных товарных категориях доля СТМ растет по-разному.
Эксперты отмечают, что есть категории, где традиционно сильна привязанность покупателей к бренду. Это, к примеру, алкоголь, декоративная косметика и детское питание. В них СТМ приживаются плохо.
Но есть категории, на которых покупатели не прочь сэкономить. Особенно это заметно на примере ватно-бумажной продукции.
Так, влажные салфетки для детей под СТМ могут стоить в разы дешевле, чем упаковка салфеток такого же количества признанных мировых брендов. К тому же, покупатели не видят особой разницы по качеству. Поэтому в онлайне ускоренно растут продажи СТМ этих салфеток, подгузников, туалетной бумаги, бумажных полотенец.
Растут продажи и СТМ продовольственных товаров – зернистого творога, печеной фасоли, кваса.
При этом в офлайне активно растут примерно те же самые категории.
Доля продаж СТМ активнее растет в регионах, что легко объяснить более высокой покупательской способностью жителей столиц. В ряде российских регионов доля онлайн-продаж СТМ за год почти удвоилась:
на Волге — до 7,2% (+3%)
в Южном регионе — до 5,9% (+2,9%)
Новая волна развития собственных марок ритейлеров – это один из наиболее ярких трендов на российском FMCG-рынке, подводят итог аналитики NielsenIQ. Если многие другие тренды характерны для отдельных сегментов индустрии или процессов перестройки FMCG-рынка, то эволюция СТМ лежит на пересечении большинства тенденций и позволяет выиграть как покупателям, так и ритейлерам и производителям.
При этом Россия входит в ТОП-10 растущих рынков по динамике денежных продаж СТМ к прошлому году. И это при том, что собственные марки в некоторых европейских странах занимают более четверти рынка (в денежном выражении). А в Швейцарии, например, доля СТМ и вовсе 52%. В Испании – 41%, на третьем месте – Бельгия, 38%.
Также читайте на нашем сайте:
- Не просто так регистрировали: Яндекс Маркет уже продает линейку детских товаров под СТМ Junion
- Tuvio и Vionic: что "Яндекс" собирается выпускать под своими новыми брендами?
- Вместо Zara и IKEA: Ozon занялся производством постельного белья и одежды под собственными торговыми марками (ФОТО + цены)
- Под какими брендами Яндекс Маркет собирается запустить собственную линейку зоотоваров?
- "М.Видео" может лишиться одной из главных СТМ
- Наши ритейлеры увеличили продажи бытовой техники под СТМ в 1,5 раза. Почему это происходит?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.