Минфин меняет правила трансграничной интернет-торговли
Министерство финансов намерено поменять правила игры на рынке трансграничной интернет-торговли. Как сообщает "КоммерсантЪ", ведомство предлагает ввести статус уполномоченного оператора в этой сфере, который смогут получить не все компании. Соответствующее положение опубликовано Минфином на regulation.gov.ru.
В документе говорится, что статус уполномоченного оператора сможет получить компания, не менее двух лет находящаяся в реестре таможенных представителей, обладающая опытом декларирования товаров для личного пользования и предоставившая обеспечение в размере €1,5 млн.
Также она должна иметь информационную систему, совместимую с ЕАИС таможенных органов, для передачи персональных данных клиентов и информации о посылках. Если таможенный орган установит факты недостоверного декларирования, в том числе ИНН и года рождения физических лиц, в адрес которых доставляются товары, компания может лишиться статуса уполномоченного оператора.
Минфин предлагает протестировать новшество с 15 мая до 31 декабря 2018 года. Для курьерских компаний эксперимент будет проходить по всей стране, а для "Почты России" – в месте международного почтового обмена в районе аэропорта Внуково.
Эксперимент стартует с 15 мая только в отношении товаров, стоимость которых превышает лимит беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа, который составляет €1 тыс., а с января 2019 года снизится до €500.
Представитель "Почты России" Сергей Коляда сообщил, что участниками эксперимента прорабатывается технология электронной подачи сведений об ИНН или паспортных данных от получателей при заказе товара. Он не уточнил, какие зарубежные интернет-площадки затронет требование указывать ИНН.
Ранее гендиректор "Почты России" Николай Подгузов заявлял о разработке механизма автоматизированной уплаты пошлины с товаров из интернет-магазинов на базе AliExpress.
Первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов сообщил, что по аналогии с уполномоченными экономическими операторами в ЕАЭС такую же схему нужно внедрить и для интернет-торговли. По его мнению, это даст новые возможности для бизнеса.
"Эксперимент позволяет убить двух зайцев – снять с ФТС львиную долю нагрузки при администрировании и повысить уровень дисциплины при декларировании товаров", – добавил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, речь идет о революционных изменениях в сфере сбора данных и их администрирования.
Вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко считает неправильным, что в случаях установления фактов недостоверного декларирования товаров клиентами уполномоченного оператора среди юридических лиц власти могут приостановить его деятельность для физических лиц. По его словам, такие случаи могут возникать у каждого брокера.
В Минфине заверили, что эксперимент не приведет к сокращению участников рынка международной интернет-торговли.
Ранее коммерческие операторы доставки известили клиентов о том, что с декабря 2017 года таможенники проверяют посылки из-за рубежа по новым правилам. СДЭК, Boxberry и SPSR Express вывесили новый приказ ФТС №1861 от 24 ноября, который сама служба официально не публикует, ссылаясь на то, что он для внутреннего использования.
В приказе говорится, что с 7 декабря при покупках в зарубежных интернет-магазинах в дополнение к паспортным данным получатель заказа должен будет предоставить ИНН (требование актуально только для граждан России), а также ссылки на страницы интернет-магазина с описанием каждого товара. Впрочем, в последнем случае эксперты советуют также сделать скриншоты, поскольку цена на товар может меняться, например, в дни распродаж.
До 2020 года ФТС получит доступ к базе данных и "Почты России". По словам заместителя руководителя ведомства Анатолия Серышева, такие возможности сотрудникам ФТС нужны для того, чтобы эффективнее находить в посылках запрещенные к перевозу вложения.
Реальные случаи, которые хотелось бы прокомментировать с точки зрения законодательства или опыта:
1. Покупатель вернул товар на а\я продавца с наложенным платежем. ИМ получает товар и возвращает за вычетом наложки. Покупатель требует вернуть всё.
2. Интернет-магазин не согласен с покупателем по несоответствию товара (покупатель видит другой цвет на фото в ИМ, чем на пришедшем товаре). Кто должен оплачивать возврат?
3. Покупатель не согласен с Актом проверки товара на наличие недостатков (недостатков не найдено), сделанной ИМ и требует организовать независимую экспертизу за счет ИМ. Может ли магазин отказаться? Свернуть