Кому доплатят за экспорт российских товаров? Минпромторг готов дать денег не только Wildberries
Министерство промышленности и торговли РФ намерено субсидировать маркетплейсам затраты при экспорте отечественной продукции за рубеж. Как сообщает РБК, уже подготовлен проект соответствующего постановления правительства. На средства могут рассчитывать площадки с российскими бенефициарами и те, у которых не более 50% принадлежит офшорным компаниям из стран находящихся в списке Министерства финансов (в нем, например, отсутствует Кипр).
Взамен государство попросит маркетплейсы не брать комиссию с продавцов за хранение и транспортировку продукции за рубеж. Субсидии Минпромторг планирует распределять раз в год по заявкам. Ожидается, что в течении трех ближайших лет на поддержку онлайн-экспорта будет выделено 1,5 млрд рублей. В Минпромторге не сообщили изданию другие подробности.
В первом варианте документа, который появился в ноябре 2020 года говорилось, что на помощь государства смогут претендовать исключительно площадки без иностранного участия. Ни Ozon, ни AliExpress, ни Яндекс.Маркет этот фильтр пройти не смогли бы, а значит, субсидий не получили бы. По мнению экспертной среды получалось, что рассчитывать на поддержку мог лишь Wildberries.
Сейчас уверенностью можно сказать, что под новые условия точно не попадет eBay, однако, могут попасть и другие площадки, не только Wildberries. Ozon, Яндекс.Маркет и AliExpress Россия пока не ответили на запросы по этому поводу.
Однако по информации из открытых источников конечным владельцем Ozon — ООО "Интернет решения" — является кипрская Ozon Holdings PLC, Яндекс.Маркет принадлежит нидерландской Yandex.Market B.V., а AliExpress Russia PTE — это сингапурская компания, созданная при участии Российского фонда прямых инвестиций, "МегаФона", Mail.ru Group, а также китайской Alibaba. Ни одна из этих стран не фигурирует в списке офшоров Минфина.
Ранее эксперты заявляли, что помощь больше нужна не самим маркетплейсам, а их мелким поставщикам, то есть малому и среднему бизнесу. С ними соглашаются и участники рынка. Крупные маркетплейсы предлагают, чтобы субсидии выплачивались продавцам напрямую через "Почту России".
Такой вариант, например, поддерживает AliExpress Россия. "Именно малые и средние предприятия несут основные затраты на доставку товаров конечным потребителям при продвижении на зарубежные рынки, поэтому их поддержка — это первоочередная задача", – заявил директор по взаимодействию с государственными органами этой компании Сергей Лебедев.
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов акцентировал внимание на том, что поддержка производителей будет ощутимой только в том случае, если они будут получать ее напрямую, без посредничества, не выпрашивая у маркетплейсов. Он соглашается с тем, что администрировать выплаты может "Почта России".
А гендиректора eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов считает, что государству стоит финансово поддерживать ограниченный круг российских логистических компаний — "Почту России" и курьерские службы.
Data Insight и eBay оценивают объем рынка российского онлайн-экспорта в 2020 году в $1,16 млрд. Рост в деньгах, по сравнению с 2019 годом составил 42%. А количество отравлений увеличилось на 75% до 27,4 млн штук. Основную часть российского экспорта составляют одежда и обувь (40% в выручке). За ней с огромным отрывом идут "Коллекционные вещи" (10%), "Товары для дома и интерьера" (9%) и "Электроника" (9%). При этом лидером роста являются товары для дома и интерьера (+215%).
Кажется, что сумма довольно внушительная, однако объем розничного онлайн-экспорта, например, в Китае в 27 раз выше российского. В Поднебесной трансграничная торговля уже давно получает поддержку от государства.
Наиболее востребованы российские товары были в странах бывшего СССР – в Беларуси, Казахстане и Украине. Из государств дальнего зарубежья – в США, странах ЕС и Великобритании. Самой популярной платформой, приносящей российским ритейлерам и производителям заказы из-за рубежа, является eBay.
С "5Post" работаем с августа 2022г.
Возможно рано делать выводы, но на старте впечатления положительные. Тарифы интересные, качество высокое, хорошее покрытие. По всем признакам ощущение что компания всерьез и надолго на рынке.
Быстро проинтегрировались, начали работу, все вопросы решаются оперативно, менеджеры всегда на связи, от клиентов положительная обратная связь.
Безусловно есть еще над чем работать и развиваться.
К сотрудничеству рекомендуем. Свернуть
Andrey Babin Комдиректор, ООО "ТК ПТГ" |