Российская мода "пролетела" на AliExpress
Проект продвижения в России и за рубежом товаров отечественных fashion- производителей на китайской площадке AliExpress оказался неудачным. За полгода посетители совершили на площадке "Мода. Сделано в России" всего 24 заказа, отложили в "Мои желания" 552 товара. Раздел с российской продукцией посетили за это время 130 тысяч человек, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на презентацию Министерства промышленности и торговли РФ, при поддержке которого на AliExpress был открыт раздел с одеждой, обувью и аксессуарами российского производства. Сейчас проект все еще существует, но многие подразделы не работают.
Представители площадки говорят, что причина такого низкого спроса на российские бренды — неоправданно высокая стоимость продукции и отсутствие оригинальности. Российские производители при этом жалуются на проблемы с загрузкой товаров, некорректную конвертацию цен из одной валюты в другую, неполадки в работе с онлайн-площадкой, оптимизированной под китайских продавцов. Так, программное обеспечение и инструкции, написанные изначально на китайском языке, были переведены на английский, процесс загрузки информации на сайт происходил очень медленно. "Отчасти проблемы и обусловили "крайне низкую" конвертацию посетителей в покупателей", указывается в документе ведомства. В результате, отечественные производители, согласившиеся принять участие в проекте Минпромторга, рассказывали, что несмотря на официальный запуск 20 ноября, "устранить крупные проблемы" и начать принимать заказы удалось только к 5 декабря.
Гендиректор российского подразделения AliExpress Марк Завадский призывает не ставить крест на самой идее. По его словам, причина провала – в неготовности производителей, да и самой компании оператора заниматься интернет-торговлей. Хотя, отчасти и в ценовой политике тоже.
"Мы говорим о неудачной работе только одного магазина на Алиэкспресс", – подчеркивает он, поясняя позицию компании на своей странице в Facebook. По словам Завадского, вначале планировалось, что у каждой одежной фабрики будет свой магазин, но выяснилось, что предприятия сами не готовы заниматься интернет-торговлей.
"Выяснилось, что работа на маркетплейсе — отдельная наука, отдельная технология, другая ментальность, и российские фабрики оказались к этому не готовы. У компании-оператора также не было опыта электронной коммерции, у нас в то время не была отлажена процедура интеграции, чем были обусловлены сложности на старте. Достаточно быстро, еще до конца прошлого года стало понятно, что в текущем виде проект не работет, его деятельность была фактически приостановлена до выработки нового операционного решения и ценовой политики участников. Со своей стороны, мы готовы были и дальше давать магазину трафик, но стало понятно, что нужно менять операционную модель и упрощать интеграцию на платформу", – рассказывает Завадский.
По его словам, AliExpress готова продолжать работать с российскими продавцами и предприятиями."Сейчас к нам напрямую обращаются российские производители и мы ищем тех, кто будет готов развивать у себя экспертизу в электронной коммерции. Стратегия AliExpress – продолжение работы с российскими продавцами, мы по-прежнему готовы и будем выделять им приоритетные промо ресурсы и улучшать условия интеграции", – заверяет Марк Завадский.
В Минпромторге также стараются "сохранять лицо". "Проект на AliExpress стал важным опытом, который четко показал производителям готовой продукции, куда двигаться, как подходить к вопросу ценообразования, подаче продукта. Составлять конкуренцию на глобальном рынке в потребительском секторе с разницей в цене более чем вдвое на схожие категории товаров просто невозможно, – прокомментировал заместитель главы ведомства Виктор Евтухов.— Мы убеждены, что необходимы меры по развитию электронной торговли, и в первую очередь — по облегчению ведения этого вида бизнеса внутри страны и существенному упрощению и удешевлению экспорта российских товаров посредством интернет-торговли".
Изначально, в рамках проекта "Сделано в России", товары планировалось предлагать только ограниченному числу стран-соседей, а выход на глобальный рынок произойдет позже. Этот факт отдельно подчеркнул в своих комментариях Завадский: "AliExpress как площадка вообще не продает в Китай, только за пределами Китая, на Китай у нас есть другие площадки (таобао, тмолл и так далее)".
Свою точку зрения выразил и вице-президент по развитию китайской LeEco в России (экс- глава российского представительства JD – главного конкурента Alibaba) Алекс Васильев. Он тоже считает, что делать выводы о востребованности отечественных товаров за рубежом и перспективах выхода в онлайн российских производителей пока нельзя.
"Во всей этой истории с Алиэкспрессом ищут виноватых совсем не там, – пишет Васильев на своей странице в Facebook. – Маркетплейс, даже генерящий миллионы посетителей, – это далеко не волшебная палочка, которая должна была озолотить владельцев лавочки, которые выложили 350 SKU товара и поверили в сказку. Это долгий кропотливый труд, инвестиции в качественную съемку товара, грамотное описание, серьезная работа с инструментарием платформы: участие в партнерке, купонные акции, маркетинговая поддержка через собственные каналы и тд. Сама по себе площадка никогда не гарантирует никакого результата – иначе бы все мерчанты на Amazon или eBay уже заняли бы весь список Форбс. А так называемый "провал" – это местечковая неудача одного из сотен тысяч мерчантов на платформе".
Что касается ценовой политики, вряд ли конкурировать с китайскими фабриками одежды в цене – это перспективная идея, считают многие эксперты рынка. Российские производители, теоретически, могли бы занять более высокий ценовой сегмент, сделав свои преимуществом качество. Однако в нашей стране пока не появилось достаточно известных одежных брендов, для того, чтобы конкурировать на этом поле с западными производителями.
Между тем, в Минэкономики Беларуси, тоже заинтересовались перспективами сотрудничества с китайскими интернет-платформами, но выбрали более длинный путь. Недавно делегация республики Беларусь с менеджментом Alibaba Group о проведении специальных онлайн-курсов для ритейлеров РБ, желающих торговать на китайских площадках. В будущем, как предполагается, за этим последует появление белорусских производителей на китайских ресурсах
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.