подписка
Подписаться
Дарья Костенко, Анна Сливка
17/06/2016

Расчет на онлайн

Расчет на онлайн

Судя по социологическим исследованиям, популярность безналичных методов оплаты в интернет-магазинах в последние годы только растет. Например, по данным TNS Россия, уже  66% активных онлайн-пользователей из крупных городов хотя бы раз за последние полгода расплачивались в Сети за товары или услуги. Покупки в онлайн-магазинах занимают второе место в списке того, за что чаще всего платят в Сети, сразу за услугами сотовой связи. Но так ли все оптимистично в реальности, как в соцопросах?

По данным исследовательского агентства Data Insight, год назад более-менее регулярно безналом в интернет-магазинах рассчитывались 63%, а в 2014 — только 50%. Тенденция к росту налицо. 

//oborot.ru/images/articles/226.JPG

Правда, самым популярным способом оплаты покупок в интернет-магазинах все еще остаются наличные курьеру при получении. Так, по данным TNS, расплачиваются 54,4% респондентов. Однако уже 42% платят банковскими картами (в онлайне и через терминалы), 37% – через интернет-банкинг, а 28% – при помощи электронных кошельков. 

 

//oborot.ru/images/articles/319.JPG

При этом 26% опрошенных оплачивали свои покупки в ИМ исключительно с десктопа, 13% – только через смартфон (видимо, при помощи интернет-банкинга). 28% использовали и десктопный, и мобильный экран.

//oborot.ru/images/articles/78.JPG

Мы распросили российских онлайн-ритейлеров о том, как много их покупателей выбирают онлайн-оплату, и отличается ли чем-то средний чек и процент возвратов в случаях, когда клиент платит безналом. Полученная статистика несколько отличается от оптимистических цифр в соцопросе TNS, возможно, потому что в нем участвовали только жители крупных городов России (от 700 тысяч жителей, для Дальнего Востока – от 600 тысяч).  Судя по всему, если респонденты и платят электронными деньгами, то довольно эпизодически. Исключение составляют авиабилеты. Впрочем, ритейлеры, как и социологи, все же отмечают тенденцию к росту популярности безналичной оплаты, в той или иной форме.

По данным "Юлмарта", при покупке материальных товаров и услуг оплату онлайн выбирают всего около 5% покупателей. А вот за авиабилеты на недавно открывшемся подсайте Sindbad.Ulmart.ru онлайн платят порядка 96% клиентов, рассказал Oborot.ru Михаил Дайхин, руководитель программы проектов "Цифровые товары и платежные сервисы" в "Юлмарт"

По его словам, основным способом онлайн-оплаты являются платежные карты, их доля в товарах и услугах составляет 92–94%. Остальное приходится на электронные кошельки (ЯД, Киви, WM). Но надо учитывать, что авиабилеты в "Юлмарте" можно оплатить онлайн только картами. 

При этом доля онлайн-оплат в "Юлмарте" за год выросла в 2,3 раза (и это без учета авиабилетов). Компания ставит своей целью и дальше наращивать эту долю. Для этого в "Юлмарте" недавно изменили интерфейс онлайн-оплат, сделали  функцию «привязки» данных карты к пользователю (card on file), уже подготовились к приёму онлайн-платежей картами МИР. Сейчас "Юлмарт" готовит специальные промо-акции для покупателей вместе с платежными системами и банками, рассказал Михаил Дайхин.

Доля пользователей, делающих предоплату за заказ на сайте svyaznoy.ru, с каждым годом увеличивается. В 2015 году она превысила 10%. Это в первую очередь связано с ростом числа пользователей банковских карт и доверия к интернет-оплатам, поясняют в компании. В дни специальных акций, когда при предоплате покупки клиенты получают скидку, доля prepaid-заказов может подскакивать до 20% и выше. 

 Однако в "Связном" пока не ожидают, что доля безналичных платежей в ближайшие несколько лет превысит процент оплаты наличными.  "Несмотря на все удобство безналичной формы оплаты, люди по-прежнему опасаются, что деньги с карты могут исчезнуть каким-либо способом", – отмечают в пресс-службе "Связного". 

По данным ритейлера E96 (бытовая техника, товары для дома, автозапчасти, детские, спортивные и зоотовары) через интернет до сих пор оформляется крайне мало платежей – от 1 до 6%. Эта доля прямо зависит от размера населенного пункта: максимум – в городах-миллионниках, минимум – в городах с населением меньше 100 тысяч человек. В акционные дни, как и у "Связного", этот показатель растет. 

"Всплески бывали, когда мы выкатывали предзаказные предложения по очень вкусным ценами. Тогда доля платежей через сайт достигала 7-10%.  До сих пор львиная доля заказов оплачивается наличными (более 60% в целом по компании)", – рассказывает PR-директор E96 Дмитрий Иванов. Еще 20% платежей делается, по его словам, карточками через платежные терминалы в офлайновых точках. На протяжении последних 5 лет эта доля почти не менялась, но буквально за последние 3 месяца по компании она резко подскочила – до 30%.  "Мы связываем это с усилением банковских систем лояльности (программа "Спасибо" от Сбербанка, кэшбековые программы от ведущих банков и др.), а также все большим проникновением карточных продуктов даже в города с населением меньше 100 тысяч человек", – объясняет Иванов.

Связной” тоже стимулирует покупателей оплачивать товар банковской картой (предоставляет скидку на некоторые товары при таком способе расчета). Однако эти активности не являются для компании массовыми. 

 "Как правило, кампании по стимулированию pre-paid заказов много вкладываются игроки, у которых нет развитой складской инфраструктуры и офлайн-магазинов в регионах – они в случае отказа несут дополнительные затраты на "обратную"  логистику товара, а prepaid для них – хороший инструмент таких расходов избежать. У “Связного” несколько иная ситуация – компания не транспортирует заказ обратно, если от него отказались, так как у нас всегда есть возможность реализовать товар в одном из магазинов сети в регионе", – объясняют в пресс-службе ритейлера.  

У "220 Вольт" (DIY, товары для дома, электротехника для ремонта) сейчас около 12% покупателей интернет-магазина предоплачивают товар онлайн, еще около 1% – расчитываются через электронные кошельки ( в основном, Qiwi, Webmoney), сообщила руководитель группы PR Мария Комендантова. "Мы пока не используем никакие методы стимулирования, поскольку предоплата в нашем случае практически не влияет на процент выкупа. В некоторых сегментах довольно эффективным методом может служить скидка при предоплате", – рассказывает Комендантова.

Интересно, что в разных товарных сегментах средний чек для покупок, оплаченных онлайн, может как разниться, так и не отличаться от общего показателя для ритейлера. У "Юлмарта" средний чек по онлайн-оплатам выше примерно на 20%, отмечают в компании. А вот у "220 Вольт" он не отличается от среднего по интернет-магазину.

В "Связном", наоборот, средний чек выше для заказов, оплаченных при получении. Это связано с особенностями потребительского поведения и омниканальностью “Связного”, говорят в компании.  "Человек, совершая покупку в онлайне, целенаправленно выбирает гаджет и оплачивает его сразу. Если клиент выбрал получение товара в магазине – так делает 80% наших покупателей – то в салоне выше вероятность спонтанных покупок. Например, человек не смог/забыл подобрать чехол, защитное стекло или захотел застраховать гаджет. Это предложат сделать наши сотрудники на месте. В результате человек покупает телефон и дополнительные товары/ сервисы к нему и средний чек растет", – объясняют в пресс-службе компании.

Популярность онлайн-оплаты не зависит от товарной или даже ценовой категории покупки, отмечают в "Связном".  "Человек, если он не оформляет кредит онлайн, может с примерно одинаковой долей вероятности оплатить сразу стоимость смартфона, планшета, фотоаппарата и других категорий электроники. Или, например, в период распродажи купить себе много сопутствующих товаров: чехлы, защитные стекла, пленки, зарядные устройства и т.д.", – говорят в компании. 

Примечательно, что факт онлайн-предоплаты не сильно влияет на процент выкупов, по крайней мере, в сегментах БТиЭ, DiY, товаров для дома, детских товаров. В "Юлмарте", с его широким ассортиментом, не отмечают значимой разницы. То же самое и в специализированном "220 Вольт". 

 "Обмен/ возврат того или иного товара не кореллирует со способом оплаты, – подтверждают в "Связном". –  Человек может купить iPhone в интернет-магазине, оплатив покупку сразу или в салоне. Но вероятность того, что клиенту может не подойти, например, цвет, и он захочет поменять устройство, примерно одинакова в обоих случаях".

"Процент возвратов (или невыкупов) вообще не зависит от предоплаты. Это связано в первую очередь с особенностями нашего сегмента, – объясняет Мария Комендантова. –  Если в сегменте fashion покупатели могут заказать 10 вещей и выкупить из них одну, подошедшую по размеру или цвету, то у нас покупатель делает более осознанный выбор. Основным фактором при выборе инструмента или садовой техники являются технические характеристики и соответствие каким-либо задачам. Учитывая, что по правилам дистанционной торговли товар надлежащего качества может быть возвращен только неиспользованным, а проверить инструмент на удобство в работе можно только опытным путем, покупатели в большинстве своем ответственно подходят к выбору".

TNS Россия опрашивала в феврале-марте 2016 года интернет-пользователей, которые минимум раз в полгода платят с десктопа и/или смартфона с помощью электронных денег, интернет-банкинга, банковских карт. В опросе участвовали россияне от 18 до 55 лет, которые заходят в Интернет минимум раз в неделю и проживают в крупных городах с населением от 700 тысяч человек. Для Дальнего Востока выбирались города с населением от 600 тысяч человек.

Прокомментировать
Читайте также
25/05/2020
"Связной" запустил собственный сервис онлайн-платежей
Теперь коммуналку и штрафы можно оплатить не только в салонах, но и на сайте ритейлера... Подробнее
IntellectMoney
17/06/2016
Посоветуйте платежный агрегатор 6
AleksandraV, сайт работает, сбоев сегодня не зафиксировано.
Форум Ведение бизнеса Платежные системы
17/06/2016
Ozon.ru научился принимать карты American Express
Ozon.ru собирается расширить круг своих покупателей за счет держателей карт American Express. Теперь ритейлер поддерживает три "карточных" инструмента для приема платежей: Visa, MasterCard и American Express... Подробнее
10/06/2016
"Яндекс.Деньги" делают доступнее китайскую площадку
Сервис "Яндекс.Деньги", который предоставляет китайскому интернет-магазину свое платежное решение "Яндекс.Касса" с момента открытия TradeEase, теперь позволит россиянам оплачивать покупки наличными (в пунктах приема платежей) и через мобильный и интернет-банкинг российских банков... Подробнее
03/06/2016
"Юлмарт" открыл online-аутлет
В компании рассчитывают "перетянуть" онлайн-покупателей из заграничных интернет-магазинов на свою площадку... Подробнее
Главная Новости Открытие бизнеса Первые шаги