Контекст продолжает расти
По итогам 9 месяцев 2015 года. интернет-реклама остается единственным драйвером развития российского рекламного рынка.
При этом по данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), интернет-реклама традиционно демонстрирует разнонаправленные векторы внутри сегмента.
Так, контекстная реклама за полугодие прибавила 17% (а это означает, что темпы роста ускорились в третьем квартале) и достигла отметки в 52,7-5,3 млрд. рублей. В то же время медийная реклама продолжает терять доходы, и по итогам девяти месяцев достигла разрыва с "контекстом" почти в пять раз (порядка 12 млрд. рублей).
А вот в мире ситуация с соотношением медийки и контекста несколько иная. Рекламная группа Zenith Optimedia прогнозирует, что в 2015 году рынок мировой медийной рекламы в Интернете будет расти почти 2 раза быстрее, чем контекстной.
Впрочем, стоит отметить, что в России положение медийной рекламы по итогам трех кварталов всё-таки чуть-чуть улучшилось. Напомним, в первом квартале она упала сразу на 18%, а во втором – только на 5%, в целом по полугодию – на 11%. А за девять месяцев – на 6%. Это обусловлено и снижением темпов падения интереса к баннерной рекламе, и продолжающимся ростом видеорекламы. Продолжает терять доходы indoor и реклама в кинотеатрах.
Согласно исследованию АКАР, доля Интернета на рекламном рынке России составила 32%.
Генеральный директор Calltouch Евгений Власов считает, что ситуация на рекламном рынке напрямую связана с динамикой курса валют и покупательской активностью. “К примеру, в конце 2014 года, опасаясь возможного роста цен, люди старались приобрести как можно больше товаров. Когда в начале 2015 года цены выросли, упал спрос, интернет-магазины вынуждены были мотивировать покупателей рекламными акциями”, – рассказал он Oborot.ru .
Сейчас же вместе с курсом валют немного выросли цены, покупательская активность почти нормализовалась и наблюдается тенденция к росту. В связи с этим стабилизируется и ситуация на рекламном рынке.
По мнению Власова, в кризис большинство рекламодателей отказались от традиционной рекламы (радио, ТВ) в пользу онлайна, в частности контекстной рекламы. “Контекстная реклама – один из инструментов, показывающих четко измеримые результаты в короткие сроки. Управлять им помогает большое количество сервисов автоматизации и аналитики звонков и заявок”, – сообщил эксперт.
По его мнению, до конца года рекламный рынок, в частности интернет-каналы будут расти. Этому поспособствует традиционный предновогодний покупательский ажиотаж и стремление интернет-магазинов реализовать как можно больший объем товара.
Руководитель отдела контекстной рекламы РА “Профитатор” (Kokoc Group) Максим Рыжов согласен, что замедление падения рекламного рынка связано со стабилизацией курса валют. “Компании поняли, что в текущей экономической ситуации необходимо продолжать развивать бизнес и нельзя полностью отказываться от рекламы”, – сообщил он Oborot.ru.
Рыжов уверен, что объем закупок в контексте вырос из-за распределения средств из бронированных, долгосрочных направлений (ТВ, радио и наружная реклама) в пользу каналов, дающих быстрый результат. На сегодняшний день контекст – один из таких инструментов.
Согласно даннымАКАР, общий рынок рекламы за первое полугодие 2015 уменьшился на 16% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем рынка интернет-рекламы вырос на 10%, телевидение и радио смогли потеряли 22% и 21% соответственно за тот же период, наружная реклама и печатные СМИ и вовсе рухнули впечатляюще, опустившись на 27% и 33%.
В то же время АКАР утверждают, что даже динамика роста интернет-рекламы замедляется. Хотя Интернет остается единственным медиа-ресурсом в стране, которому специалисты все еще обещают рост популярности, называя при этом контекст лидером отрасли. При этом свежий опрос Synovate Comcon показал, что интернет-реклама уже "приелась" потребителям и начинает раздражать все большее число россиян. При появлении нежелательных сообщений, люди все чаще пытаются закрыть или прокрутить их.
Этот сайт в Казахстане знают все. Это крупный отраслевой портал, доска объявлений по продаже автотехники. Легковые автомобили, грузовые, катера и мотоциклы - все и на любой вкус.
А еще на этом сайте продают рекламу. Например маленький рекламный модуль в разделе Грузоперевозки стоит почти 5000 руб./неделя. Это недорого, учитывая громадную посещаемость сайта.
Но есть одна маленькая проблема: эта реклама не работает!
Эффективность рекламы на сайте kolesa.kz - показываю на пальцах
У меня есть клиент, занимается грузоперевозками автомобилей на автовозах. Делаю рекламу в Google AdWords. Но в Казахстане сейчас кризис, тенге падает, рубль падает, продажи падают. Поэтому клиент решил попробовать другой рекламный канал - сайт kolesa.kz. Идея поначалу мне показалась интересной: отраслевой портал, большая посещаемость, целевые посетители. Единственное, что напрягло, это достаточно туманные прогнозы по кликам.
Как бы там ни было, клиент прокрутил свой баннер в течении недели на этом сайте (см. картинку выше). Трафик с сайта шел большой (см. картинку ниже):
За неделю с сайта kolesa.kz пришло больше кликов, чем за 2 недели с Google AdWords. Казалось бы красота?
Но на посадочной странице стоит настроенная мною веб-аналитика и можно оценить эффективность любого рекламного канала. И что же мы видим:
kolesa.kz - 585 переходов и 0 конверсий (!)
google / cpc - 426 перехода и 5 конверсий
Уже видно, что переходы не целевые. С посадочной страницей все в порядке, при настроенном колл-трекинге и полном сборе всех конверсий, она выдает вполне приемлемый показатель эффективности:
В хорошие дни приносит 20% конверсии. Про геморрой с колл-трекингом в Казахстане уже писал, поэтому пришлось от него отказаться.
Так в чем же дело? Почему нет конверсий?
Еще раз внимательно посмотрим на 2-й скрин, а именно на Среднюю Длительность Сеанса:
kolesa.kz - 9 сек
google / cpc - 24 сек
На мой взгляд, есть все основания предполагать, на сайте kolesa.kz стоит клик-бот, который накручивает показатели рекламы.
Еще немного про стоимость рекламы на сайте kolesa.kz
За неделю по этому баннеру пришло 585 переходов (живых или накрученных ботом) за 5000 руб.. Это значит примерно 8,54 руб./переход. А вот сколько это стоит, если размещать рекламу на kolesa.kz через Google AdWords:
7,89 руб - это самый дорогой вариант. Это при том, что у AdWords есть хоть какая-то защита от кликботов и клики, сделанные не людьми, а роботами просто не засчитываются. Плюс можно настроить различные варианты таргетинга.
Преимущества размещения рекламы на сайтах через Google AdWords:
- Защита от клик-ботов. Она не идеальна, но это лучше чем ничего.
- Таргетинг показа рекламы: по ключевым запросам, по интересам, по демографическим признакам, ремаркетинг. Это гораздо эффективней хаотичного показа баннера непонятно кому.
- Различные рекламные форматы: статичные и динамичные рекламные баннеры размерами от 250 × 250 (для мобильных устройств) до 970 × 90 широкоформатных.
- Прозрачная статистика, возможность прямо оценивать эффективность рекламы в целом и каждого рекламного баннера в частности.
Думаю дальнейшие комментарии излишни. Опосредованная реклама через Google AdWords на сайте kolesa.kz и других сайтах выгодней, дешевле, безопасней и удобней, чем договариваться напрямую (еще выпрашивая скидку за кота в мешке) с менеджером из отдела продаж.
Совет руководителям и их маркетологам
Уважаемые руководители предприятий и маркетологи, пожалуйста, напишите на бумажке и приклейте на видном месте:
ВСЕГДА УСТАНАВЛИВАТЬ ВЕБ-АНАЛИТИКУ. Всегда изучайте показатели эффективности интернет-рекламы.
В противном случаи вы 100% сливаете рекламные бюджеты в трубу.
Конечно трудно назвать полученные мною данные исчерпывающими. Нужно провести больше исследований. Поэтому предлагаю:
если у вас есть реклама на сайте kolesa.kz и вы готовы принять участие в исследованиях по эффективности этой рекламы, то я в свою очередь готов помочь (бесплатно!) в настройке Google Analytics. С условием, что полученные данные смогу использовать для написание статьи.