Чем живет украинская онлайн-торговля?
Во Львове (Украина) в конце мая прошел Lviv eCommerce Forum в котором приняли участие 250 участников, сообщает Payspicemagazine. Представители украинского рынка электронной коммерции собралсь, чтобы обсудить особенности ведения бизнеса в Интернете, инструменты продвижения интернет-компаний и перспективы сферы e-commerce в Украине. Участники отметили, что особенностью украинского рынка электронной коммерции является то, что он "региональный и уникальный".
Например, львовским и в целом западно-украинским интернет-магазинам присуща нишевость (европейская одежда, handmade-товары и др.), и они продают товары по всей стране. Другим трендом является создание локальных и гиперлокальных интернет-магазинов, которые выступают витриной для офлайн-торговли. Третьей тенденцией, учитывающей близость к границе, является продажа европейских товаров с доставкой (фактически торговля под заказ).
Участники форума уверены в дальнейшем росте украинской онлайн-торговли. И такие перспективы действительно есть. Мы сообщали, что парламент Украины намерен систематизировать законодательство в сфере электронной коммерции. Пока что развитию рынка мешает то, что государство не признает электронные сделки наравне с письменными.
Прогноз о том, что украинская электронная коммерция в этом году продолжит расти oborot.ru высказал организатор Lviv eCommerce Forum Ростислав Чайка. «Конечно, общий спад торговли в начале года затронул и электронную торговлю. Возможно, в этом году она и не продемонстрирует 50 % роста, как в прошлые годы», – сказал он.
Вместе с тем Чайка отметил несколько положительных потенциальных тенденций на рынке логистики, новых проектов и платежных систем, которые могут ускорить рост. Основные проблемы украинской е-соmmerce – низкая интернет-культура потребителей, недоверие и слабая правоохранительная система в целом по стране, недостаток опыта в электронной торговле у предпринимателей и компаний.
А вот с российской интернет-торговлей украинская пока слабо взаимодействует. «Есть несколько российских игроков на украинском рынке e-сommerce, возможно, их рост будет меньше среднерыночного», – отметил Чайка. Тем не менее, например, интернет-магазин одежды Lamoda пришел в Украину в этом году.
На форуме директор modnaKasta Андрей Логвин отметил, что развитие рынка в геометрической прогрессии происходит с развитием интернета. В связи с этим растет проникновение электронной коммерции во всем мире, при чем рост e-commerce в 3,5 раза превышает рост розничной торговли. По состоянию на 2012 год из общего объема розничной торговли в $9,6 трлн 6,5%, или $622 млрд составляла электронная коммерция. Логвин уверен, что в Украине сфера e-commerce также начинает свой активный рост, во многом благодаря росту конкурентоспособности и эффективности украинских интернет-компаний.
Недавнее исследование компании TNS Infratest, проведенное по заказу Google, свидетельствует, что в целом Украина не уступает странам Европы по основным параметрам использования Интернета. Заметен растущий потенциал Сети для совершения полного цикла покупки в будущем. Пока что украинцы чаще всего ищут в онлайне информацию о товаре, но покупают в обычных магазинах.
По данным исследования Morgan Stanley Research и Fintimе, оборот рынка интернет-торговли в Украине в позапрошлом году составил $1,59 млрд. Интернет-магазинами в 2012 года пользовались примерно 2,1 млн украинцев, а среднегодовой "бюджет" одного пользователя на онлайн-покупки составлял $714. Компании приводили прогнозы, что в 2013 году рынок интернет-торговли в Украине должен был вырасти на 49% – до $2,37 млрд. На самом же деле, по оценке "Уапром", он составил$2 млрд.
По словам управляющего партнера AVentures Capital Евгения Сысоева, к 2020 году украинский рынок электронной коммерции вырастет в 5 раз – до $10 млрд. Сейчас в е-сommerce вкладывают средства преимущественно локальные инвесторы. "И очень незначительное количество из России", – заметил Сысоев. Есть и несколько западных инвесторов. Сысоев считает, что для стремительного развития отрасли необходимы крупные и продолжительные инвестиции в инфраструктуру и логистику: склады, платежные системы и курьерские службы.
X
Социальные интернет-сервисы Pinterest и Polyvore расширили эту концепцию — здесь пользователи могут размещать изображения товаров, услуг или вещей, которые их интересуют. В результате получается некая сетка рекомендованных продуктов. Согласно статистике, при таком типе презентации продуктов количество покупок растет. По результатам исследования компании Gartner, 59% потребителей сделали покупки, увидев товар или услугу на доске рекомендаций Pinterest. На долю сервиса Polyvore приходится 20% всего онлайн мерчандайзинга в социальных сетях.
Эти данные привлекли внимание Staples — второго по величине онлайн ритейлера. Staples использовали Pinterest и Polyvore в рамках программы редизайна своих интернет-магазинов и физических торговых точек. Используя стратегии ассиметричного мерчандайзинга и опираясь на научно-исследовательские данные о психологии и поведении потребителей, компания Staples поставила задачу упростить выбор товаров на своих сайтах и в своих магазинах.
Арун Арора, главный вице-президент по электронной коммерции Staples, рассказал на собрании Национальной Федерации Ритейлеров (NRF) о том, как его компания использовала идею «курирования», чтобы помочь покупателям, перегруженным информацией, принимать решения о покупке быстрее и проще.
Для редизайна физических магазинов компания Staples пошла на сокращение огромного ассортимента товарных позиций. Это означало «выбор трех продуктов, которые наилучшим образом соответствуют потребностям потребителей по характеристикам и цене» — заявил Арун. Для тех покупателей, кто желает получить более широкий выбор, в магазинах Staples были установлены цифровые терминалы с доступом к огромному ассортименту товаров на сайте Staples.com.
Если говорить более конкретно, компания Staples применила стратегию ассиметричного мерчандайзинга, выкладывая вместе товары, которые не имеют очевидной связи. Аналогично тому, как рекламодатели используют изображения, чтобы рассказать историю, Staples группирует несвязанные товары, чтобы рассказать историю о том, как это сочетание товаров может удовлетворить потребности и цели покупателей. Например, компания Staples представила модели рабочей столовой и конферец-зала, поместив товары в контекст, что может стимулировать офисных менеджеров делать дополнительные, связанные покупки. Данная стратегия усовершенствовала традиционную выкладку рядами более простыми и привлекательными способами.
Начиная с октября 2013 года, когда заработал новый сайт, рост конверсий составил 100%. Площадь торговых залов сократилась с 2600 кв. метров до 1100 кв. метров при сохранении ассортимента. Использование ассиметричного подхода позволило Staples увеличить выручку и упростить свои интернет-магазины и физические торговые точки за счет сокращения количества товарных позиций.
Материал переведен и подготовлен на базе www.merchandisingmatters.com Свернуть