подписка
Подписаться
01/10/2018

Morgan Stanley назвал будущих лидеров российской ecommerce

Morgan Stanley назвал будущих лидеров российской ecommerce

За пять лет российский рынок ecommerce вырастет более чем в два с половиной раза. По итогам 2018 года его объем составит 1,292 трлн руб.,  а 2023 году – увеличится до 3,491 трлн руб. Такой прогноз  содержится в докладе аналитиков банка Morgan Stanley, который цитирует РБК.

За счет чего возможен рост?

  1. Российский рынок ecommerce все еще не очень консолидирован. Четыре топовых онлайн-ритейлера занимают на нем лишь 27% (в США топовая четверка занимает 63% рынка, в Китае — 84%). По мнению авторов доклада, причина — в недостаточном уровне инвестиций: за последние десять лет российские компании в этом сегменте получили лишь $800 млн, или менее 1% от общих инвестиций в ритейл. Однако в ближайшие годы инвестиции в российский рынок могут достигнуть $1 млрд, считают авторы доклада.
  2.  В России –  высокое проникновение интернета (почти 80%) и смартфонов (66%). Однако покупать в онлайне пользователи начинают не сразу, а спустя определенное время. Эксперты считают, что Россия как раз сейчас достигла критического числа «зрелых» интернет-пользователей, которые готовы начать покупать в онлайне.
  3. Российские пользователи  активно покупают на зарубежных площадках. По данным АКИТ, на трансграничную торговлю в прошлом году приходилось 36% рынка ecommerce – 374 млрд руб. Но, получив первый опыт шопинга, пользователи привыкают к самой идее дистанционных покупок.  Отечественные интернет-магазины могут переманить покупателей счет скидок и быстрой доставки.

Кто заберет себе рынок ecommerce?

  1. Среди потенциальных лидеров – кооперация "Яндекса" и Сбербанка – "Беру!", "Яндекс.Маркет".  Преимущества: большее количество клиентов банка (70% населения России), пользователей его мобильного приложения (11 млн в день), аудитория «Яндекс.Маркет» (20 млн). Аналитики полагают, что СП сможет использовать 14 тыс. отделений Сбербанка по стране как пункты приема и выдачи заказов, а также 400 тыс. водителей «Яндекс.Такси» для доставки.
  2.  Совместное предприятие Mail.Ru Group и китайской Alibaba на базе AliExpress Russia. Преимущества:  экспертиза и опыт Alibaba в электронной коммерции и огромная база данных Mail.Ru Group , которая имеют доступ более чем к 90% населения России через свои соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники».
  3. Могут выстрелить и другие онлайн-ритейлеры, например, Ozon. Преимущества: мультикатегорийность, развитая сеть складов и доставки, которая позволяет доставить товар 40% населения России на следующий день после заказа.

Домашний рынок ecommerce

Что нужно, чтобы стать лидером?

По оценке Morgan Stanley, лидер может занять 60% рынка e-сommerce в России. Стоимость такой компании может составить $9,8 млрд. Для этого ему нужно:

  1.  Развивать модель маркетплейса по примеру китайского рынка ecommerce.
  2.  Инвестировать в развитие логистики (создание складов и организацию «последней мили» доставки). Онлайн-компаниям имеет смысл кооперироваться с офлайн-сетями.
  3.  Запустить программу финансовой поддержки поставщиков (например, помогать им получать кредиты).

Что здесь не так?

Представители российской ecommerce указывают на неточности в оценках Morgan Stanley.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что российский рынок вряд ли в ближайшее время будет сконцентрирован в руках двух-трех игроков: «Внутри страны есть как минимум еще пятерка игроков, способных повлиять на распределение долей. В любом бизнесе не все определяется исключительно объемами вложений — важны еще идеи и компетенции».

Представитель Wildberries Евгения Лампадова заявила, что приведенные Morgan Stanley данные – некорректные и обещает в ближайшее время предоставить Оборот.ру собственную статистику компании по продажам и доле рынка.

Борис Овчинников, сооснователь  аналитического агентства Data Insight, тоже сомневается в том, что оборот Ozon больше, чем у Wildberries. По подсчетам Data Insight, в 2017 году онлайн-продажи Wildberries составили 63, 8 млрд руб, а Ozon – 23,4 млрд. "Wildberries постоянно растет быстрее рынка и более того, наращивает темпы роста, так что прогноз Morgan Stanley о стагнации его доли на рынке (притом уже в 2019 году) тоже выглядит странным», – отметил эксперт.

По оценке Овчинникова, в докладе Morgan Stanley все заказы, сгенерированные переходами с Яндекс.Маркета, зачислены в долю Яндекс.Маркета и то ли не учтены в продажах собственно ритейлеров, то ли посчитаны два раза.

«Есть большие сомнения, что AliExpress удастся прорыв во внутрироссийском ecommerce, – замечает Овчинников. –  Tmall.aliexpress.com запущен уже год назад и получает огромный трафик с материнского портала, но конверсия там примерно на порядок ниже, чем на "большом" AliExpress, и хорошо, если он дает 1% от всех продаж через площадку россиянам».

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
01/10/2018
Новые iPhone не вызвали ажиотажа?
Сравниваем первые результаты ритейлеров начиная со старта продаж... Подробнее
01/10/2018
"Почта России" превращается в акционерное общество
Так государство надеется повысить ее маневренность и инвестиционную привлекательность... Подробнее
Сергей Степанов
Руководитель интернет проектов, Легалайз минимаркет
30/09/2018
Максим Фалдин продает "инкубатор счастья" - обсуждение 3
"планирует построить настоящую «машину для печатания денег», и этим амбициозным бизнесом будет заниматься ближайшие двадцать лет"

ахахаха, уже весь рынок скоро над товарищем будет угорать при новом проекте :)
главное ведь слиться вовремя, да? в таком-то шикарном проекте с займами, краудами и 83 тыс. прибыли...
Еще
Форум Тенденции развития Российские тенденции