Morgan Stanley назвал будущих лидеров российской ecommerce
За пять лет российский рынок ecommerce вырастет более чем в два с половиной раза. По итогам 2018 года его объем составит 1,292 трлн руб., а 2023 году – увеличится до 3,491 трлн руб. Такой прогноз содержится в докладе аналитиков банка Morgan Stanley, который цитирует РБК.
За счет чего возможен рост?
- Российский рынок ecommerce все еще не очень консолидирован. Четыре топовых онлайн-ритейлера занимают на нем лишь 27% (в США топовая четверка занимает 63% рынка, в Китае — 84%). По мнению авторов доклада, причина — в недостаточном уровне инвестиций: за последние десять лет российские компании в этом сегменте получили лишь $800 млн, или менее 1% от общих инвестиций в ритейл. Однако в ближайшие годы инвестиции в российский рынок могут достигнуть $1 млрд, считают авторы доклада.
- В России – высокое проникновение интернета (почти 80%) и смартфонов (66%). Однако покупать в онлайне пользователи начинают не сразу, а спустя определенное время. Эксперты считают, что Россия как раз сейчас достигла критического числа "зрелых" интернет-пользователей, которые готовы начать покупать в онлайне.
- Российские пользователи активно покупают на зарубежных площадках. По данным АКИТ, на трансграничную торговлю в прошлом году приходилось 36% рынка ecommerce – 374 млрд руб. Но, получив первый опыт шопинга, пользователи привыкают к самой идее дистанционных покупок. Отечественные интернет-магазины могут переманить покупателей счет скидок и быстрой доставки.
Кто заберет себе рынок ecommerce?
- Среди потенциальных лидеров – кооперация "Яндекса" и Сбербанка – "Беру!", "Яндекс.Маркет". Преимущества: большее количество клиентов банка (70% населения России), пользователей его мобильного приложения (11 млн в день), аудитория "Яндекс.Маркет" (20 млн). Аналитики полагают, что СП сможет использовать 14 тыс. отделений Сбербанка по стране как пункты приема и выдачи заказов, а также 400 тыс. водителей "Яндекс.Такси" для доставки.
- Совместное предприятие Mail.Ru Group и китайской Alibaba на базе AliExpress Russia. Преимущества: экспертиза и опыт Alibaba в электронной коммерции и огромная база данных Mail.Ru Group , которая имеют доступ более чем к 90% населения России через свои соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники".
- Могут выстрелить и другие онлайн-ритейлеры, например, Ozon. Преимущества: мультикатегорийность, развитая сеть складов и доставки, которая позволяет доставить товар 40% населения России на следующий день после заказа.
Что нужно, чтобы стать лидером?
По оценке Morgan Stanley, лидер может занять 60% рынка e-сommerce в России. Стоимость такой компании может составить $9,8 млрд. Для этого ему нужно:
- Развивать модель маркетплейса по примеру китайского рынка ecommerce.
- Инвестировать в развитие логистики (создание складов и организацию "последней мили" доставки). Онлайн-компаниям имеет смысл кооперироваться с офлайн-сетями.
- Запустить программу финансовой поддержки поставщиков (например, помогать им получать кредиты).
Что здесь не так?
Представители российской ecommerce указывают на неточности в оценках Morgan Stanley.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает, что российский рынок вряд ли в ближайшее время будет сконцентрирован в руках двух-трех игроков: "Внутри страны есть как минимум еще пятерка игроков, способных повлиять на распределение долей. В любом бизнесе не все определяется исключительно объемами вложений — важны еще идеи и компетенции".
Представитель Wildberries Евгения Лампадова заявила, что приведенные Morgan Stanley данные – некорректные и обещает в ближайшее время предоставить Оборот.ру собственную статистику компании по продажам и доле рынка.
Борис Овчинников, сооснователь аналитического агентства Data Insight, тоже сомневается в том, что оборот Ozon больше, чем у Wildberries. По подсчетам Data Insight, в 2017 году онлайн-продажи Wildberries составили 63, 8 млрд руб, а Ozon – 23,4 млрд. "Wildberries постоянно растет быстрее рынка и более того, наращивает темпы роста, так что прогноз Morgan Stanley о стагнации его доли на рынке (притом уже в 2019 году) тоже выглядит странным", – отметил эксперт.
По оценке Овчинникова, в докладе Morgan Stanley все заказы, сгенерированные переходами с Яндекс.Маркета, зачислены в долю Яндекс.Маркета и то ли не учтены в продажах собственно ритейлеров, то ли посчитаны два раза.
"Есть большие сомнения, что AliExpress удастся прорыв во внутрироссийском ecommerce, – замечает Овчинников. – Tmall.aliexpress.com запущен уже год назад и получает огромный трафик с материнского портала, но конверсия там примерно на порядок ниже, чем на "большом" AliExpress, и хорошо, если он дает 1% от всех продаж через площадку россиянам".
ахахаха, уже весь рынок скоро над товарищем будет угорать при новом проекте
главное ведь слиться вовремя, да? в таком-то шикарном проекте с займами, краудами и 83 тыс. прибыли... Свернуть
Евгений Ё. цветовод, Торговля (Подарки, небольшая компания) |
Да, зарапортовалась, спасибо за подсказку. Исправила.