Украинская e-commerce: непаханое поле?
Оборот рынка интернет-торговли на Украине в 2012 году составил $1,59 млрд, сообщает proit.com.ua со ссылкой на исследование Morgan Stanley Research и Fintime. Для сравнения, оборот российской e-commerce за тот же год агенство Data Insight оценило в $13 млрд. Итак, при вчетверо меньшей ежемесячной интернет-аудитории (15,3 млн пользователей в Украине против 58 млн в России) украинцы покупают в Интернете в 8 раз меньше. Но местный онлайн-рынок растет так стремительно, что эксперты не успевают адекватно его оценивать. По данным исследования, интернет-магазинами пользуются примерно 2,1 млн украинцев, а среднегодовой "бюджет" одного пользователя на онлайн-покупки составляет $714. Ожидается, что показатели текущего года будут не хуже, а прирост к концу 2013 составит 49% ($2,37 млрд). Пока что доля онлайн-ритейла в общей розничной торговле составляет всего 1,5% (по сравнению более чем с 10% в таких странах, как США и Великобритания), что свидетельствует о том, что украинскому интернет-рынку есть куда расти. Львиная доля платежей приходится на расчеты наличными – процент оплаты банковскими картами не превышает 4%, хотя это и в 2 раза больше по сравнению с 2011 годом. Эксперты связывают это с недоверием украинцев к интернет-магазинам и недостаточной информированностью о безопасности электронных платежей. Приведены данные и непосредственно по покупкам в онлайн-магазинах. Чаще всего украинцы покупали в Интернете книги (27% всех покупок), бытовую технику (15%), одежду (14%) и спорттовары (13%).
Годовой прирост украинской e-commerce сейчас оценивается от 30% до 50% (в России, по данным Data Insight, он составил 27% за 2012 год). Такие расхождения в подсчетах вызваны большим числом мелких украинских онлайн-продавцов, коммерческая деятельность которых с трудом поддается учету.
Инфографика ниже составлена на основе исследований специалистов Aukro.ua, которые сравнили "не брендовые" запросы пользователей в Google, по которым украинцы переходили на страницы интернет-аукциона (учитывались запросы с более чем 10 тыс посещений).
Если смотреть на динамику запросов, то можно отметить рост спроса на предметы коллекционирования, запчасти и аксессуары для автомобилей и мотоциклов. А вот спрос на мобильные телефоны в Укрнете упал. Если в 2012 году их искали 80% пользователей, то теперь – они упоминаются только 11% "товарных" запросов.
Перспектива неизвестно еще какая... А её радужность так и вовсе вопрос личного восприятия.