Украинская e-commerce получит свой закон
Украинский парламент принял в первом чтении проект закона, регулирующий онлайн-торговлю и использование электронных денег. Как сообщает ain.ua, законопроект №2306а поддержали 244 депутата при минимально необходимых 226. Это первый подобный закон в истории страны. Документ регулирует отношения, возникающие при дистанционном заключении и исполнении сделок купли-продажи товаров и услуг с использованием электронных информационно-коммуникационных средств и технологий.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, целью документа является "обеспечение правового порядка дистанционного заключения сделок с использованием электронных информационно-коммуникационных средств". В частности, предусматривается введение понятий "электронная коммерция", "электронная форма предоставления информации", "электронная сделка" и т.д.
Украинские юристы безусловным плюсом документа считают то, что он регулирует порядок разрешения споров и устанавливает ответственность за допущенные нарушения. Одной из основных новаций проекта является признание электронной сделки на законодательном уровне – она будет равна по правовым последствиям другим способам заключения сделки. Это упростит жизнь и покупателям, и интернет-магазинам. Ведь сейчас, к примеру, в Украине, когда покупатель хочет вернуть товар, ему нужно или отсылать сканированный подписанный бумажный договор, или ехать подписывать этот договор в офис. Соавтор законопроекта, депутат Павел Розенко настаивает, что цель документа – защитить права всех участников этого процесса, в том числе потребителей.
Впрочем, один из авторов закона, депутат Ольга Белькова ( фракция «УДАР») склонна думать, что на самом деле данный проект фактически "догоняет то, чего рынок достиг сам". По ее словам, около 17 млн человек ежегодно покупают товары и заказывают сервисы в Интернете в Украине. А объем рынка e-commerce в Украине составляют около $2 млрд в год. И дальнейшему его развитию мешает то, что государство не признает электронные сделки наравне с письменными, что и призван исправить проект закона.
Белькова уверена, что при появлении правил эта цифра могла бы составить десятки миллиардов. "Сегодня электронная коммерция – одна из немногих отраслей в Украине, показывающая рост ежегодно в 35-40%. Но закон – не волшебная палочка. Мы не можем ожидать, что с его появлением значительно больше людей станет заключать сделки в электронной форме. Я надеюсь, что больше инвесторов обратят внимание на этот вид коммерции», – сказала она.
Дмитрий Гадомский, партнер и адвокат практики IT и медиа права ЮК "Юскутум" считает, что разработчики проекта замахнулись на то, чтобы урегулировать все коммерческие отношения, которые связаны с Интернетом и электронным документооборотом. «Это очень серьезный вклад. Они грамотно и правильно выписали существующие проблемы", – сказал юрист. По его словам, проект "решает многие проблемы бизнеса – от деятельности интернет-магазинов до составления лицензионных соглашений, свободных лицензий".
Между тем основатель и директор Zakaz.ua Егор Анчишкин думает, что интернет-торговлю и электронную коммерцию в целом регулировать очень сложно. "Определения всегда будут жидкие – их всегда можно будет двояко трактовать и оспаривать. Вижу большое поле для оплаты юридических услуг", – предчувствует он.
Если закон будет принят, все сделки в онлайне будут проводиться с использованием одноразового идентификатора – цифро-буквенного кода, который присылается покупателю на почту или мобильный и используется для верификации сделки. Ожидается, что во втором чтении законопроект будет рассматриваться осенью. За это время закон планируют доработать с учетом мнения участников рынка.
Напомним, что предыдущие проекты по электронной коммерции не нашли достаточной поддержки в Верховной Раде. Авторы нового документа постарались сделать документ более полным, чтобы отразить в нем мировой опыт, технологии и правовые вопросы между продавцом и потребителем. За консультациями разработчики проекта обращались к отдельными представителям бизнеса и организациям – в Европейскую бизнес ассоциацию (ЕБА) и Американскую торговую палату.
Недавнее исследование компании TNS Infratest, проведенное по заказу Google, свидетельствует, что в целом Украина не уступает странам Европы по основным параметрам использования Интернета, заметен растущий потенциал Сети для совершения полного цикла покупки в будущем. Пока что украинцы чаще всего ищут в онлайне информацию о товаре, но покупают в обычных магазинах.
Насколько мне известно, многие товары подлежат обязательной сертификации. Например, ряд детских товаров.
Также в правилах продажи дистанционным способом сказано: "9. Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):
а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации."
В связи с вышеизложенным, у меня возникает ряд вопросов:
1. Как у вас организована работа с сертификатами?
2. Обязательно ли всегда предоставлять сертификаты при доставке товара? Или это можно делать только по запросу покупателя?
3. Обязательно ли информацию о сертификатах (сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей)размешать на сайте ИМ? Свернуть